рамках гуманитарных учебных дисциплин). При этом под интеграцией понимается «процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [55]. Вычлененные нами ведущие идеи ценности «культурные традиции» могут выступать в качестве интегрирующих идей учебных предметов. Интегративный блок представлен в форме заключительных интегративных уроков каждого из этапов. Целью первого ориентационного этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям было формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям на низком уровне сформированное™, «образовании» личностного смысла ценное™ «культурные традиции» путем распространения смысла от ведущих, «ядерных» структур к частным, периферическим. Реализация цели первого этапа была связана с решением следующих задач: формирование представлений учащихся о том, что есть ценность-неценность, добро-зло, прекрасное-безобразное; формирование представления о том, что между различными эпохами существует преемственная связь, основанная на традициях; формирование представлений о культурных традициях основанных на ценностях труда, семьи, добра и красоты как важных факторах существования, развития и взаимообогащения общества и человека. Решение данных задач в рамках проблемных ценностно-значимых педагогически> ситуаций связано с решением аспектной ценностной проблемы первого уровне сложности следующего содержания: «Можно ли характеризовать социокультурные, политические, экономические тенденции исторического развития как межпоколеннук преемственность? ». В контексте данной проблемы рассматривались наряду с указанной проблемой в целом, ее отдельные аспекты: «Что такое ценность?», «Значима ли для людей передача опыта друг другу?». Аспектные ценностно смысловые задачи первого типа, используемые на |
121 содержательного блока не отдельных опорных уроков, а тем в целом, что обеспечивает большую вариативность и эффективность организации конкретного урока на основе учета особенностей складывающейся учебной ситуации. Цель второго (интегративно-обобщающего) блока каждого из этапов разрешение в рамках личностно значимой педагогической ситуации через систему учебных задач личностно-смыслового характера социально-ценностной проблемы в целом в ее онтологическом аспекте. В силу этого данный блок носит характер обобщающего (обобщение конкретных явлений) и интегративного (интеграция в рамках гуманитарных учебных дисциплин). При этом под интеграцией понимается «процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [67]. Вычлененные нами ведущие идеи ценности «толерантность» могут выступать в качестве интегрирующих идей учебных предметов. Интегративно-обобщающий блок представлен в форме заключительного Интегративно-обобщающего урока каждого из этапов. Кроме того, следует отметить, на втором, третьем, четвертом этапах эксперимента осуществлялась дополнительная дифференцированная работа с учащимися, не достигшими соответствующего этапу уровня сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности, а также (на втором, третьем этапах) индивидуальная работа со школьниками, находящимися на более высоком уровне. Реализация цели первого — ценностно-ориентировочного этапа процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности была связана с решением следующих задач: актуализация представлений учащихся о том, что есть добро-зло, ценность-неценность; формирование представления о том, что многообразие человеческого мира есть благо для человечества, так как оно — источник развития и взаимного обогащения людей, оно возможно на основе опоры |