Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 120]

это то, что является важным, значимым для человека, общества.
Люди считают ценным то, что приносит им благо, помогает жить и общаться, понимать друг друга...».
Анна У.: «На мой взгляд, добро это возможность приносить людям счастье, радость, совершать хорошие поступки.
А если человек стремится принести несчастья другим людям, то он творит зло.
Чем больше доброго делает человек, тем меньше остается зла ».
Кроме обозначенных выше задач отдельное место в рамках
ориентационного этапа процесса формирования ценностного отношения к культурным традициям было отведено аспектным ценностно —смысловым задачам, направленным на формирование у старшеклассников представления о культурных традициях основанных на ценностях труда, семьи, добра и красоты как важных факторах сосуществования, развития и взаимообогащения всего общества и отдельного человека.
Эти задачи ориентированны не напрямую на решение обозначенной аспектной ценностной проблемы.
Использование данных задач обусловлено целями всего процесса формирования у старшеклассников
ценностного отношения к культурным традициям.
Примером познавательной задачи указанного типа является следующая (из курса «История России»):
«В Новгородском Софийском соборе до сих пор показывают посетителям два высоких чеканных кубка, удивительно похожих друг на друга.
Оба кубка с красивыми гнутыми ручками, украшенными изображениями цветков.
На гранях сосудов фигуры святых.
На днищах надписи: «Братила делал», «Коста делал».
Ученые доказали, что первый кубок сделан в конце XIначале XII века, а второй в конце ХП-начале XIII века.
Оба кубка настоящее произведение искусства».
Подумайте: почему Коста так точно скопировал сосуд Братилы? (ведь хороший мастер не любил повторять даже свои изделия).
Какой вывод можно сделать об уровне развития ремесла в древнем Новгороде? Какие выводы можно сделать из того, что мастера подписывали свои изделия? В чем значение этого исторического факта для современного общества, для всех нас? Приведем пример ответа.
Александр Б.: «Не смотря на то, что от изготовления одного кубка до другого прошел век Коста сделал точно такой кубок, как и Братила.
Это говорит о
[стр. 126]

126 Кроме обозначенных выше задач отдельное место в рамках ценностноориентировочного этапа процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности было отведено познавательным задачам, направленным на формирование у старшеклассников представления о терпимости, понимании, диалоге, как важных факторах сосуществования, развития и взаимообогащения всего общества и отдельного человека.
Этот тип познавательных задач ориентирован не напрямую на решение обозначенной социально-ценностной проблемы.
Использование данных задач обусловлено целями всего процесса формирования у старшеклассников
отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Примером познавательной задачи указанного типа является следующая (из курса «История России»):
«Один из иностранцев, живших в России писал, что при дворе царя Ивана IV небезопасно, о чем бы то ни было говорить.
Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеется или поморщится, станет весел или печален, сразу же будет заподозрен в «измене», в замышлении чего-то против царя.
И оправдаться никто не может.
Царь зовет опричников, «чтобы они взяли такого-то и вслед за тем на глазах у владыки либо рассекли на куски, либо отрубили голову, либо утопили, либо бросили на съедение собакам или медведям».
Особо не терпел царь тех, кто был честен, умен, независим.
Исходя из описанного, что вы можете сказать об отношении царя к инакомыслию? Какие черты правления Ивана IV характеризует данное описание? Что Вы можете сказать о нравах эпохи? Как Вы думаете, почему наибольшую нетерпимость вызывали люди честные, умные, независимые?».
Таким образом, уже в рамках первого этапа процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности у старшеклассников создавались определенные представления о сущности толерантности, способствующие формированию собственной оценки и отношения к ней.
Интегративно-обобщающий блок ценностно-ориентировочного этапа процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности был представлен интегративно-обобщающим уроком по теме: «Мир человека в

[Back]