умений и полноте реализации деятельностных аспектов отношения. Содержание данной задачи было следующее: «Сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное: Н. Я. Данилевский «Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников... Предшествующий им процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа, незримо и неслышимо... Народ отрешается внутренно от того, что подлежит отмене или изменению, борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы». И. Н. Ионов «Традиция в истории-русского народа способствует постепенному развитию общих культурных оснований общественной жизни в рамках цивилизации. Среди этих оснований важную роль играют нормы поведения;... культурные ценности, помогающие людям отличить важное от неважного, доброе от злого, прекрасное от уродливого, что служит предпосылкой взаимопонимания в обществе; культурные идеалы как высший объект стремлений людей...Традиция позволяет передавать эти нормы, ценности и идеалы во времени, от поколения к поколению, обеспечивая историческую преемственность культуры, цельность образа цивилизации в истории».'Какая из позиций на Ваш взгляд отражает в большей степени культурную преемственность? Какая позиция ближе Вам? Почему? Могли бы вы включить эту позицию в число Ваших жизненных принципов? Почему? Какие выводы Вы можете сделать из данных идей?» Анализ полученных ответов позволил сделать следующие выводы о степени сформированности учебных умений у школьников и полноты реализации ими деятельностных аспектов отношения. По полноте реализации деятельностных аспектов отношения к низкому уровню были отнесены 82,3% школьников экспериментальных классов и 83,4% контрольных, приведем пример ответа «на мой взгляд, позиция И.Н. Ионова в большей степени отражает культурную преемственность, потому что показывает значимость традиций для общества»; к среднему соответственно 11,8% и 11,9% например: «Позиция Ионова гораздо больше отражает культурную преемственность, для меня она ближе так как нормы |
148 высказывания и определите в них общее и различное: Д. Писарев: «Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств,е не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности»; Ф.М. Достоевский: «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Какая из позиций представляется Вам более толерантной? Какая позиция ближе Вам? Почему? Могли бы вы включить эту позицию в число Ваших жизненных принципов? Почему? Какие выводы Вы можете сделать из данных идей?» Анализ полученных ответов позволил сделать следующие выводы о степени сформированности учебных умений у школьников и полноты реализации ими деятельностных аспектов отношения. По полноте реализации деятельностных аспектов отношения к аморфному и начальному уровням были отнесены 66,7% школьников экспериментальных классов и 68,8% контрольных, к низкому соответственно 21,7% и 19,5%, к среднему 9% и 9,1%, к высокому 3,8% и 2,6%. По уровню сформированности учебных умений к аморфному и начальному уровням были отнесены 69,3% учащихся экспериментальных классов и 68,8% контрольных, к низкому, соответственно 19,2% и 19,5%, к среднему 10,3% и 9,1%, к высокому 3,8% и 2,6%. Таблица 15. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента отношения к толерантности как социально значимой ценности после ценностно-ориентировочного этапа . т Участники эксперимента Уровни сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности Аморфный Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 17(21,8%) 35 (44,9%) 16 (20,5%) 7 (9%) 3 (3,8%) Контрольные классы 19 (24,7%) 34 (44,1%) 15(19,5%) 7(9,1%) 2 (2,6%) |