поведения, культурные идеалы позволяют цивилизации, обществу существовать, развиваться»; к высокому — 5,9% и 4,7% например «Высказывание Ионова раскрывает культурную преемственность шире, отражая различные ее стороны. Ведь именно благодаря тем идеалам, ценностям которые заложены в традициях, человек ориентируется в окружающем мире, совершает поступки, развивает в себе определенные качества (трудолюбие, взаимоуважение, доброту). Об этом необходимо всегда помнить и стараться применять в своей жизни». Таблица 14. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после ориентационного этапа. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 56 (82,3%) 8(11,8%) 4 (5,9%^ Контрольные классы 56 (83,4%) 8(11,9%) 3 (4,7%) Таким образом, первый срез показал, что у большинства учащихся контрольных и экспериментальных классов имеются представления о культурных традициях на низком уровне сформированности (85,3% школьников в экспериментальных классах и 86,6% контрольных классов). При этом наиболее успешно в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, усваивались понятия «культурная преемственность», «культурные традиции» «ценность», «общечеловеческие ценности». Недостаточным уровнем сформированности когнитивного компонента обусловлены уровни сформированности эмоциональнооценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов ценностного отношения к культурным традициям. После первого этапа эксперимента по степени сформированности эмоционально-оценочного компонента большая часть учащихся как экспериментальных (80,8%), так и контрольных классов (83,6%) были отнесены к низкому уровню. У большинства старшеклассников экспериментальных (85,3%) |
143 Среди проблем, порождаемых многообразием, старшеклассники называли войны, конфликты, ссоры и т. п. (в экспериментальных классах 67,9%, в контрольных 66,2%), непонимание (соответственно 38,5% и 36,4%), трудности для общения, сотрудничества (26,9% и 24,7%). Преодоление этих проблем старшеклассники видели в «мирном решении всех вопросов» (53,8% и 51,9%), «терпении (терпимости)» (41% и 32,5%), «уважении друг друга» (38,7% и 24,7%), «общении друг с другом» (17,9% и 14,2%), «стремлении к пониманию» (24,3% и 23,3%). Глубоко обозначенные понятия почти нигде (91% и 92,2%) не раскрывались. Анализ сочинений показал, что учащиеся видят определенную связь между понятиями «ценности», «общечеловеческие ценности», «многообразие мира»; между компонентами толерантности и понятием «многообразие мира» (отдельные компоненты указывались в числе условий преодоления проблем, порождаемых многообразием). В экспериментальных классах на это указали 41% старшеклассников, в контрольных 38,9%). Элементарные связи прослеживались между компонентами толерантности терпимостью, пониманием, диалогом (учащимися они были включены в число условий, необходимых для многообразия мира). В экспериментальных классах это отметили 24,4% старшеклассников, в контрольных 22,1%. Таблица 12. Распределение старшеклассников по уровням сформированности когнитивного компонента отношения к толерантности как социально значимой ценности после ценностно-ориентировочного этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности Аморфный Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 17(21,8%) 36 (46,2%) 16 (20,5%) 6 (7,7%) 3 (3,8%) Контрольные классы 20 (25,9%) 33 (42,9%) 15(19,5%) 7 (9,1%) 2 (2,6%) 148 высказывания и определите в них общее и различное: Д. Писарев: «Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств,е не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности»; Ф.М. Достоевский: «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Какая из позиций представляется Вам более толерантной? Какая позиция ближе Вам? Почему? Могли бы вы включить эту позицию в число Ваших жизненных принципов? Почему? Какие выводы Вы можете сделать из данных идей?» Анализ полученных ответов позволил сделать следующие выводы о степени сформированности учебных умений у школьников и полноты реализации ими деятельностных аспектов отношения. По полноте реализации деятельностных аспектов отношения к аморфному и начальному уровням были отнесены 66,7% школьников экспериментальных классов и 68,8% контрольных, к низкому соответственно 21,7% и 19,5%, к среднему 9% и 9,1%, к высокому 3,8% и 2,6%. По уровню сформированности учебных умений к аморфному и начальному уровням были отнесены 69,3% учащихся экспериментальных классов и 68,8% контрольных, к низкому, соответственно 19,2% и 19,5%, к среднему 10,3% и 9,1%, к высокому 3,8% и 2,6%. Таблица 15. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента отношения к толерантности как социально значимой ценности после ценностно-ориентировочного этапа . т Участники эксперимента Уровни сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности Аморфный Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 17(21,8%) 35 (44,9%) 16 (20,5%) 7 (9%) 3 (3,8%) Контрольные классы 19 (24,7%) 34 (44,1%) 15(19,5%) 7(9,1%) 2 (2,6%) 149 Таким образом, первый срез показал, что у большинства учащихся контрольных и экспериментальных классов имеются представления о социально значимой ценности «толерантность» на начальном уровне сформированности (46,2% школьников в экспериментальных классах и 42,9% контрольных классов). При этом наиболее успешно в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, усваивались понятия «многообразие мира», «ценность», «общечеловеческие ценности». Недостаточным уровнем сформированности когнитивного компонента обусловлены уровни сформированности эмоциональнооценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов отношения к толерантности как социально значимой ценности. После первого этапа эксперимента по степени сформированности эмоционально-оценочного компонента большая часть учащихся как экспериментальных (44,9%), так и контрольных классов (44,1%) были отнесены к начальному уровню. Несформированность личностного смысла ценности «толерантность» (аморфный и начальный уровни) была отмечена у большинства старшеклассников экспериментальных (66,7%) и контрольных (68,8%) классов. К начальному уровню сформированности деятельностного компонента была также отнесена большая часть учащихся: в экспериментальных классах 44,9%, в контрольных 44,1%. На основе полученных данных был сделан вывод о необходимости продолжать формирование отношения к толерантности как социально значимой ценности, при этом важно сделать акцент на формировании когнитивного компонента, а также стимулировать активность учащихся по присвоении ценности «толерантность». Второй срез был проведен после изучения разделов —«Россия в XVII веке», «Россия в конце ХУН-ХУШ вв.» в курсе «История России», «Цивилизационные типы и их развитие в странах Востока в доколониальную эпоху У-ХУИ вв.», «Выделение восточно-христианского типа цивилизации. Восточные славяне, Византия. Истоки» в курсе «История мировой цивилизации». Необходимость данного среза объясняется тем, что закончился второй (смыслопоисковый) этап формирующего эксперимента. Так же, как и после ценностно-ориентировочного этапа эксперимента учащимся было предложено |