Традиция как интегральное явление рассматривается и Э.А. Баллером «это система действий, передающихся из поколения в поколение и формирующих мысли и чувства людей, вызываемые у них определенными общественными отношениями» [10, с.42]. Исследователи традиций выделяют различные их виды. Так, например, В. Д. Плахов классифицируя традиции, подразделяет их на «мертвые» и «живые», так как первые не могут актуализироваться в силу тех или иных обстоятельств при существующих социальных условиях, а вторые, напротив, непрестанно актуализируются. При этом «живые» традиции могут быть действующими и бездействующими. Под действием традиций подразумеваются многочисленные функции традиций, их влияние и т.д.[132,с.15]. Помимо такой классификации выделяют функционирующие и нефункционирующие; развивающиеся и заканчивающие развитие; динамичные (интенсивные) и статичные (экстенсивные) традиции [132]. По субъекту общественных отношений выделяют: классовые, народные, групповые, этнические, семейные, родоплеменные и т.д. традиции; по сфере и характеру деятельности субъекта: трудовые, производственные, воинские, художественные, революционные и пр. традиции; по видам общественных отношений: экономические, политические (государственные), эстетические, этические, религиозные, научные и др. классификаций традиций достаточно много и все они имеют право на существование. Так или иначе, все эти традиции представляют собой элементы культурного наследия, которые в неизменной или трансформированной форме передаются от поколения к поколению [132]. Все вышеизложенные точки зрения на проблему традиций характеризуют этот феномен в связи с достаточно ограниченной сферой культуры, с историей, этнографией, антропологией. При этом традиции обычно рассматриваются в контексте социальности. Говорить о традициях применительно к природе или космосу, миру как таковому было не принято. Однако сегодня ученые вполне правомерно отмечают, что необходимо посмотреть на традиции в их связи с |
95 Необходимо осознать, что освободиться от исторического наследия невозможно, оно всегда будет трансформировать любую заимствованную новацию, так как исторически воспроизводятся опорные точки психической жизни народа (этноса), его устойчивые архетипические образования. В XX веке человечество осознает, что надо жить вопреки прогрессу. Для человека как родового существа это означает поддерживать традицию, социальные, культурные константы бытия. Если в прогрессе выражается потребность в смене тех или иных форм бытия, то в традиции проявляется потребность в их передаче сквозь время. Феномен традиции есть выражение естественного пути, устойчивого развития, которое отличается от прогресса тем, что это развитие в "пределах традиции’1. Сохранение традиции есть гарантирующий компонент устойчивости, если говорить о ней в культурологическом плане (198, С. 190). Традиции обычно рассматриваются в контексте социальности. Говорить о традициях применительно к природе или космосу, миру как таковому было не принято. Однако, сегодня ученые вполне правомерно отмечают, что необходимо посмотреть на традиции в их связи с универсалиями бытия, выявляя глубинные основания тех или иных культурных процессов. Традиция как бы продолжает смысловой ряд субстанция, качество, абсолют, универсализм, относясь, таким образом, к системе понятий, выражающих прежде всего существование предмета, его наличие. Традиция передает эстафету существования и ее более точным теоретическим переводом на русский язык было бы не ’’передача" как таковая, а преемственность. Преемственность предполагает, что передача "дошла” (принята, преемственна), что явление продолжает существовать в новых условиях. Таким образом, в предельно широком плане традицией можно называть область сохранения меняющихся характеристик любого предмета. Проблема традиции является социокультурной формой проблемы сохранения сущности чего угодно. Это проблема идентичности, тождественности, самости и само |