Проверяемый текст
Разбегаева, Людмила Павловна; Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 16]

универсалиями бытия, выявляя глубинные основания тех или иных культурных процессов.
Традиция как бы продолжает смысловой ряд субстанция, качество, абсолют, универсализм, относясь, таким образом к системе понятий, выражающих, прежде всего, существование предмета, его наличие.
Традиция передает эстафету существования и ее более точным теоретическим переводом на русский язык было бы не
«передача» как таковая, а преемственность.
Преемственность предполагает, что передача «дошла» (принята, преемственна), что явление продолжает существовать в новых условиях.

Традиции развертываются и трансформируются в соответствии с переменой обстоятельств.
Следовательно, традицияэто не прошлое, ею обозначается не то, что «позади нас», а то, что непрерывно существует в мире и нас самих [84].
Таким образом, в предельно широком плане традицией можно называть область сохранения меняющихся характеристик любого предмета.
Проблема традиции является социокультурной формой проблемы сохранения сущности чего угодно.

Эта проблема идентичности, тождественности, самости и самобытности явлений.
Традиция это проявление универсалий бытия, иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры, универсальная ценность.

[84].
Такое понимание традиций является предпочтительным в нашем исследовании.
В процессе изучения феномена традиций необходимо учитывать соотношение традиций и новаций.
Современная индустриальная цивилизация была ориентирована на новое, будущее время и создала культ прогресса.
Но становится очевидным разрушение культуры, которая лишается прошлого, традиций.

п и ].
Известно, что цивилизация, как и любой социальный организм, является открытой нелинейной системой.

«Каждая открытая нелинейная система имеет некий порог восприятия малых флуктуаций и случайностей.
Этот порог есть защита этой системы от хаоса на
макроуровне.
Высокий порог означает...
сверхупорядоченность системы, что приводит систему к стагнации».
[74, с.
201,202].
[стр. 92]

92 Родилась идея относить к традициям всю культуру, квалифицируя ее в качестве тормоза развития.
Любая культура в целом определяется как традиция (404, С.
67).
Традиция противопоставляется современности, новации.
Традиционно то, что потеряло актуальность, что говоря словами Гегеля "есть, но не действительно", не современно.
Однако для правильного понимания соотношения прошлого, настоящего и будущего, как отмечал Св.
Августин, необходимо помнить, что в душе человека фактически существует три времени: она и ждет, и внимает, и помнит.
Если их соотношение деформируется, это характеризует кризис цивилизации.
Но человек не рождается с "чувством времени", его сознание определяется отношением к времени, а его временные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит (гл.
1, пар.
2).
В каждую эпоху можно выявить онтологические приоритеты одного из этих времен (например, прошлого в древнем мире, будущего в средневековье), а кризисное состояние нашей цивилизации заключается в "игнорировании времени как такового" (Л.
Н.
Гумилев).
Современный человек "торопящийся человек".
Циферблат со спешащей секундной стрелкой вполне мог бы стать символом нашей цивилизации.
Время порабощает человека.
Обостряется проблема "упорядочивания" времени, осознание культурно-исторического времени как универсальной ценности.
Ценностное содержание культурно-исторического времени раскрывается через импульсную центральную идею соотношения традиций и новаций в цивилизационном процессе.
Индустриальная цивилизация была ориентирована на новое, будущее время, и создала культ прогресса.
Но становится очевидным разрушение культуры, которая лишается прошлого, традиций
(236).
Известно, что цивилизация, как и любой социальный организм, является открытой нелинейной системой.

“Каждая открытая нелинейная система имеет некий порог восприятия малых флуктуации и случайностей.
Этот порог есть защита этой системы от хаоса на


[стр.,95]

95 Необходимо осознать, что освободиться от исторического наследия невозможно, оно всегда будет трансформировать любую заимствованную новацию, так как исторически воспроизводятся опорные точки психической жизни народа (этноса), его устойчивые архетипические образования.
В XX веке человечество осознает, что надо жить вопреки прогрессу.
Для человека как родового существа это означает поддерживать традицию, социальные, культурные константы бытия.
Если в прогрессе выражается потребность в смене тех или иных форм бытия, то в традиции проявляется потребность в их передаче сквозь время.
Феномен традиции есть выражение естественного пути, устойчивого развития, которое отличается от прогресса тем, что это развитие в "пределах традиции’1.
Сохранение традиции есть гарантирующий компонент устойчивости, если говорить о ней в культурологическом плане (198, С.
190).
Традиции обычно рассматриваются в контексте социальности.
Говорить о традициях применительно к природе или космосу, миру как таковому было не принято.
Однако, сегодня ученые вполне правомерно отмечают, что необходимо посмотреть на традиции в их связи с универсалиями бытия, выявляя глубинные основания тех или иных культурных процессов.
Традиция как бы продолжает смысловой ряд субстанция, качество, абсолют, универсализм, относясь, таким образом, к системе понятий, выражающих прежде всего существование предмета, его наличие.
Традиция передает эстафету существования и ее более точным теоретическим переводом на русский язык было бы не
’’передача" как таковая, а преемственность.
Преемственность предполагает, что передача "дошла” (принята, преемственна), что явление продолжает существовать в новых условиях.

Таким образом, в предельно широком плане традицией можно называть область сохранения меняющихся характеристик любого предмета.
Проблема традиции является социокультурной формой проблемы сохранения сущности чего угодно.

Это проблема идентичности, тождественности, самости и само

[стр.,96]

96 бытности явлений.
Традиция это проявление универсалий бытия, иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры, универсальная ценность
(198).
Каковы же онтологические отношения между традицией и новацией? Традиции это "выпавшие в осадок" результаты перемен, спрессованные временем продукты развития.
Новое предшествует старому, и потому субстанцией культуры, ее фундаментом следует считать не традицию, а новацию.
Новации первичны, традиции вторичны, они следствие их пребывания во времени (198).
Традиции тождественны так называемым универсалиям культуры.
Традиции, будучи проявлением абсолютного, вечного и существующие до всяких перемен, проявляют себя в каждой форме культуры: в религии догматы, предания, заповеди; в психологии архетип, тайна, бессознательное; в философии абсолют, истина; в точных науках аксиомы; в искусстве собственно традиция в узком смысле данного слова.
Традиции, будучи частью культуры, не могут оставаться абсолютно автономными; в них, как и во всяком элементе системы, сказывается действие законов диалектики.
Сохраняя относительную самостоятельность, традиции в связи с изменением самой культуры приобретают новые черты, созвучные времени (195; 196).
Удержание положительного и передача его последующему поколению необходимое условие развития культуры.
Это положительное, вписываясь в структуру культуры новой эпохи, приобретает иной вид.
В то же время традиции способствуют успешному протеканию человеческой деятельности, так как сохраняют устойчивый стереотип.
Они представляют собой механизм, с помощью которого осуществляется культурная деятельность человека.
Однако в современную эпоху многие традиции уходят с такой скоростью, что налаженный тысячелетиями механизм обратных связей просто не успевает срабатывать, а вместе с тем, очевидно, что любые варианты грядущего во мно

[Back]