Общество обращается к морали. В условиях социокультурной реформации мораль является той границей, за которой невозможен дельнейший отказ от традиционных ценностей. Успехи постмодернизации незападных стран связаны, прежде всего, с тем, что они продемонстрировали способность приспособить традиционную мораль, традиционные формы поведения к требованиям современности. [43, с.101-126]. Ценится в людях не только способность к предпринимательству, трудолюбие, умение перестроиться и приспосабливаться быстро к меняющимся условиям, любовь к новаторству, но и привязанность к традиционному образу жизни. Вследствие этого цели не вступают в противоречие с ценностными ориентациями. Оптимально сочетаются мировоззренческие и инструментальные ценности, вырабатываются гибкие институциональные формы организации общества. [208]. Понять соотношение новаций и традиций в цивилизационном процессе невозможно без определения значения свободы в человеческой деятельности. В каждой цивилизации существует свое понимание свободы. Как бы ни было структурировано общество, свобода, возможность выбора жестко ограничена определенным диапазоном. Ограничителями выступают: культура, мораль, традиции, система ценностей. Ограничения могут быть жесткими и гибкими, многовариантными, но совсем не быть их не может. Человек всегда свободен в рамках определенного выбора из установленных позиций. Сегодня человечество все больше убеждается в том, что, не смотря на всю свободу, люди гораздо более порабощены, чем они обычно отдают себе в этом отчет, гораздо более разумным является осознание этого факта. [174]. Необходимо осознать, что освободиться от исторического наследия невозможно, оно всегда будет трансформировать любую заимствованную новацию, т.к. исторически воспроизводятся опорные точки психической жизни народа (этноса), его устойчивые архетипические образования. В XX веке человечество осознает, что жить надо вопреки прогрессу. Для человека как существа родового это означает поддерживать традицию, |
94 ниченные новации, быстрые темпы прогрессивного развития, либо гомеостаз, баланс с окружающей средой и резкое замедление темпов технического прогресса, так как природа не успевает адаптироваться к новшествам, а это грозит человечеству гибелью (377; 232). I Общество обращается к морали. В условиях социокультурной реформации мораль является той границей за которой невозможен дальнейший отказ от традиционных ценностей. Успехи постмодернизации незападных стран связаны, прежде всего, с тем, что они продемонстрировали способность приспособить традиционную мораль, традиционные формы поведения к требованиям современности (111, С. 101-126; 139). Ценятся в людях не только способность к ^ предпринимательству, трудолюбие, умение перестраиваться и приспосабливаться быстро к меняющимся условиям, любовь к новаторству, но и привязанность к традиционному образу жизни. Вследствие этого цели не вступают в противоречие с ценностными ориентациями. Оптимально сочетаются мировоззренческие и инструментальные ценности, вырабатываются гибкие институциональные формы организации общества (383). * Понять соотношение новаций и традиций в цивилизационном процессе невозможно без определения значения свободы в человеческой деятельности. В каждой цивилизации существует свое понимание свободы. Как бы ни было структурировано общество свобода, возможность выбора жестко ограничена определенным диапазоном. Ограничителями выступают: культура, мораль, традиции, система ценностей. Ограничения могут быть жесткими и гибкими, многовариантными, но не может их не быть. Человек всегда свободен в рамках определенного выбора из установленных позиций. Сегодня человечество все • больше убеждается, что несмотря на всю свободу, люди гораздо более порабошены, чем они обычно отдают себе в этом отчет, и гораздо более разумным является осознание этого факта (326, С. 6; 388, С. 74). 95 Необходимо осознать, что освободиться от исторического наследия невозможно, оно всегда будет трансформировать любую заимствованную новацию, так как исторически воспроизводятся опорные точки психической жизни народа (этноса), его устойчивые архетипические образования. В XX веке человечество осознает, что надо жить вопреки прогрессу. Для человека как родового существа это означает поддерживать традицию, социальные, культурные константы бытия. Если в прогрессе выражается потребность в смене тех или иных форм бытия, то в традиции проявляется потребность в их передаче сквозь время. Феномен традиции есть выражение естественного пути, устойчивого развития, которое отличается от прогресса тем, что это развитие в "пределах традиции’1. Сохранение традиции есть гарантирующий компонент устойчивости, если говорить о ней в культурологическом плане (198, С. 190). Традиции обычно рассматриваются в контексте социальности. Говорить о традициях применительно к природе или космосу, миру как таковому было не принято. Однако, сегодня ученые вполне правомерно отмечают, что необходимо посмотреть на традиции в их связи с универсалиями бытия, выявляя глубинные основания тех или иных культурных процессов. Традиция как бы продолжает смысловой ряд субстанция, качество, абсолют, универсализм, относясь, таким образом, к системе понятий, выражающих прежде всего существование предмета, его наличие. Традиция передает эстафету существования и ее более точным теоретическим переводом на русский язык было бы не ’’передача" как таковая, а преемственность. Преемственность предполагает, что передача "дошла” (принята, преемственна), что явление продолжает существовать в новых условиях. Таким образом, в предельно широком плане традицией можно называть область сохранения меняющихся характеристик любого предмета. Проблема традиции является социокультурной формой проблемы сохранения сущности чего угодно. Это проблема идентичности, тождественности, самости и само |