социальные, культурные константы бытия. Если в прогрессе выражается потребность в смене тех или иных форм бытия, то в традиции проявляется потребность в их передаче сквозь время. Феномен традиции есть выражение естественного пути, устойчивого развития, которое отличается от прогресса тем, что это развитие в .«пределах традиции». Сохранение традиции есть гарантирующий компонент устойчивости, если говорить о ней в культурологическом плане. [84, с.190]. Традиции это «выпавшие в осадок» результаты перемен, спрессованные временам продукты развития. Новое предшествует старому, и потому субстанций культуры, ее фундаментом следует считать не традицию, а новацию. Новации первичны, традиции тождественны так называемым универсалиям абсолютного, вечного и существующие до всяких перемен, проявляют себя в каждой форме культуры: в религии догматы, предания, заповеди; в психологии —архетип, тайна, бессознательное; в философии абсолют, истина; в точных науках — аксиомы; в искусстве собственно традиция в узком смысле данного слова. Традиции, будучи частью культуры, не могут оставаться абсолютно автономными: в них, как и во всяком элементе системы, сказывается действие законов диалектики. Сохраняя относительную самостоятельность, традиции в связи с изменением самой культуры приобретают новые черты, созвучные времени. [84]. Удержание положительного и передача его последующему поколению необходимое условие развития культуры. Это положительное, вписываясь в структуру культуры новой эпохи, приобретает иной вид. Анализ литературы позволил выявить многообразие подходов к определению культуры. Наметились две тенденции в изучении феномена культуры: неоклассическая, полагающая, что теоретико-ценностный подход к культуре ограничивает мир культурных явлений, и аксиологическая, утверждающая, что «культура понятие в первую очередь ценностное», что культура «ни что иное, как мир воплощенных ценностей». [203, с.38]. |
52 труппа), небольшой неконтактной социокультурной группы (нация, сословие, класс, поколение и т. п.) и, наконец, в виде человечества в целом как «совокупного субъекта», «родового субъекта». При этом, при всей противоречивости 9 «индивидуальной формы субъективности» в процессе исторического развития, конкретный человек всегда оставался «носителем всей "пирамиды" ценностей, которая выражает интересы и идеалы этой "пирамидальной" структуры субъекта» (155, С. 95). Таким образом, ценности по мнению представителей данного подхода имеют сложную, многоуровневую структуру. Вместе с тем, ценности — это социокультура, выражающая меру свободного развития человеческой личности и общества (Л. Н. Столович). • В многочисленных культурологических работах, появившихся в 1970— 80-е годы в СССР, предлагались различные определения феномена культуры, в некоторой мере отражающие его многогранность. В методологической разноголосице наметились две тенденции: неаксиологическая, полагающая, что теоретико-ценностный подход к культуре ограничивает мир культурных явлений, и аксиологическая, утверждающая, что «культура — понятие в первую очередь ценностное», что культура «не что иное, как мир воплощенных ценностей» (371, С. 38). Неаксиологическая ориентация в культурологии наиболее аргументировано обосновывается Э. С. Маркаряном, предложившим «понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности» (233, С. 86, 80, 85). Представители аксиологического направления в культурологии (Каган М. С., Столович JI. Н.) отмечают, что ценностный потенциал культуры проявляется в понятии культурности — понятии очевидно аксиологическом. Разумеется, не все в культуре обладает культурностью (также, как не все в искусстве имеет • достоинство художественности). Некультурный человек — тоже продукт определенной культуры. Некультурность — противоположность ценности культурности, но она также характеризует объект ценностного отношения, хотя и с отрицательным знаком. Феномен культуры многогранен и многомерен. Поэтому 95 Необходимо осознать, что освободиться от исторического наследия невозможно, оно всегда будет трансформировать любую заимствованную новацию, так как исторически воспроизводятся опорные точки психической жизни народа (этноса), его устойчивые архетипические образования. В XX веке человечество осознает, что надо жить вопреки прогрессу. Для человека как родового существа это означает поддерживать традицию, социальные, культурные константы бытия. Если в прогрессе выражается потребность в смене тех или иных форм бытия, то в традиции проявляется потребность в их передаче сквозь время. Феномен традиции есть выражение естественного пути, устойчивого развития, которое отличается от прогресса тем, что это развитие в "пределах традиции’1. Сохранение традиции есть гарантирующий компонент устойчивости, если говорить о ней в культурологическом плане (198, С. 190). Традиции обычно рассматриваются в контексте социальности. Говорить о традициях применительно к природе или космосу, миру как таковому было не принято. Однако, сегодня ученые вполне правомерно отмечают, что необходимо посмотреть на традиции в их связи с универсалиями бытия, выявляя глубинные основания тех или иных культурных процессов. Традиция как бы продолжает смысловой ряд субстанция, качество, абсолют, универсализм, относясь, таким образом, к системе понятий, выражающих прежде всего существование предмета, его наличие. Традиция передает эстафету существования и ее более точным теоретическим переводом на русский язык было бы не ’’передача" как таковая, а преемственность. Преемственность предполагает, что передача "дошла” (принята, преемственна), что явление продолжает существовать в новых условиях. Таким образом, в предельно широком плане традицией можно называть область сохранения меняющихся характеристик любого предмета. Проблема традиции является социокультурной формой проблемы сохранения сущности чего угодно. Это проблема идентичности, тождественности, самости и само 96 бытности явлений. Традиция это проявление универсалий бытия, иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры, универсальная ценность (198). Каковы же онтологические отношения между традицией и новацией? Традиции это "выпавшие в осадок" результаты перемен, спрессованные временем продукты развития. Новое предшествует старому, и потому субстанцией культуры, ее фундаментом следует считать не традицию, а новацию. Новации первичны, традиции вторичны, они следствие их пребывания во времени (198). Традиции тождественны так называемым универсалиям культуры. Традиции, будучи проявлением абсолютного, вечного и существующие до всяких перемен, проявляют себя в каждой форме культуры: в религии догматы, предания, заповеди; в психологии архетип, тайна, бессознательное; в философии абсолют, истина; в точных науках аксиомы; в искусстве собственно традиция в узком смысле данного слова. Традиции, будучи частью культуры, не могут оставаться абсолютно автономными; в них, как и во всяком элементе системы, сказывается действие законов диалектики. Сохраняя относительную самостоятельность, традиции в связи с изменением самой культуры приобретают новые черты, созвучные времени (195; 196). Удержание положительного и передача его последующему поколению необходимое условие развития культуры. Это положительное, вписываясь в структуру культуры новой эпохи, приобретает иной вид. В то же время традиции способствуют успешному протеканию человеческой деятельности, так как сохраняют устойчивый стереотип. Они представляют собой механизм, с помощью которого осуществляется культурная деятельность человека. Однако в современную эпоху многие традиции уходят с такой скоростью, что налаженный тысячелетиями механизм обратных связей просто не успевает срабатывать, а вместе с тем, очевидно, что любые варианты грядущего во мно |