Проверяемый текст
Разбегаева, Людмила Павловна; Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 20]

Неоклассическая ориентация в культурологии наиболее аргументировано обосновывается Э.С.
Маркаряном, предложившим «понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности».

[109, с.
86, 80, 85] Представители аксиологического направления в культурологии
(М.
С.
Каган, Л.Н.
Столович) отмечают, что ценностный потенциал культуры проявляется в понятии культурности понятии очевидно аксиологическом.
Разумеется, не все в культуре обладает культурностью (так же, как не все в искусстве имеет
достоинство художественности).
Некультурный человек тоже продукт определенной культуры.
Некультурность противоположность ценности культурности, но
ела также характеризует объект ценностного отношения, хотя и со знаком минус.
Феномен культуры многогранен и многомерен.
Поэтому
и возникло множество различных определений понятия культуры.
Однако исследователи подчеркивают, что культура не сводится к ценности, так же, как ценность к культуре, но ценность это ее стержень (М.С.
Каган, Л.Н.
Столович) [68].
Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры.
«Поле» культуры это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием.
[108] Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознанны, но это способность и усилие «быть человеком».
Культура это стиль жизни человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого «Я».
Таким образом, особенность культурных традиций заключается в их онтологической значимости для человечества.
В условиях современной постиндустриальной цивилизации, которая была ориентированна на новое, будущее время и создала культ прогресса, стало очевидным разрушение культуры, которая лишается прошлого, традиций.
Человечество осознает, что жить надо вопреки прогрессу, для человека как существа родового это означает поддерживать традицию, социальные, культурные константы бытия,
[стр. 52]

52 труппа), небольшой неконтактной социокультурной группы (нация, сословие, класс, поколение и т.
п.) и, наконец, в виде человечества в целом как «совокупного субъекта», «родового субъекта».
При этом, при всей противоречивости 9 «индивидуальной формы субъективности» в процессе исторического развития, конкретный человек всегда оставался «носителем всей "пирамиды" ценностей, которая выражает интересы и идеалы этой "пирамидальной" структуры субъекта» (155, С.
95).
Таким образом, ценности по мнению представителей данного подхода имеют сложную, многоуровневую структуру.
Вместе с тем, ценности — это социокультура, выражающая меру свободного развития человеческой личности и общества (Л.
Н.
Столович).
• В многочисленных культурологических работах, появившихся в 1970— 80-е годы в СССР, предлагались различные определения феномена культуры, в некоторой мере отражающие его многогранность.
В методологической разноголосице наметились две тенденции: неаксиологическая, полагающая, что теоретико-ценностный подход к культуре ограничивает мир культурных явлений, и аксиологическая, утверждающая, что «культура — понятие в первую очередь ценностное», что культура «не что иное, как мир воплощенных ценностей» (371, С.
38).
Неаксиологическая ориентация в культурологии наиболее аргументировано обосновывается Э.
С.
Маркаряном, предложившим «понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности»
(233, С.
86, 80, 85).
Представители аксиологического направления в культурологии
(Каган М.
С., Столович JI.
Н.) отмечают, что ценностный потенциал культуры проявляется в понятии культурности — понятии очевидно аксиологическом.
Разумеется, не все в культуре обладает культурностью (также, как не все в искусстве имеет
достоинство художественности).
Некультурный человек — тоже продукт определенной культуры.
Некультурность — противоположность ценности культурности, но
она также характеризует объект ценностного отношения, хотя и с отрицательным знаком.
Феномен культуры многогранен и многомерен.
Поэтому

[Back]