Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 24]

межсубъектные отношения, а через них и на социальную практику.
Ценности проявляются и реализуются в конкретных социальных ситуациях, в отношениях между людьми по поводу материальных объектов, фактов, событий, действий, идей и т.
д., становящихся в этих ситуациях носителями ценностей, и поэтому всегда имеют исторически-конкретное содержание.

Межсубъектные отношения являются опосредованными на соответствующих уровнях объектом носителем, его значимостью, нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Реально же любой из этих уровней может выйти на первый план в качестве самостоятельной ценности.

Любая ценность обусловлена практикой, и практика является объективным определителем ценности
(Л.
Столович) [176].
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются.
В ценностях консолидированы опыты познания людей, воплощена устремленность культуры в будущее.
Ценности рассматриваются как важнейшие структурообразующие элементы культуры, придающие ей единство и целостность
[163].
Особенности ценностей состоят в том, что они включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное со *свободным выбором.
Желание, добровольный выбор связаны с чувством удовольствия, радости, душевного подъема и являются переживанием, реализацией идеала как цели.
Поэтому ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, и от самого себя, а объединяют, собирают людей в
общности любого уровня.
Это и определяет основные свойства ценности, обуславливающие их роль и функции в обществе.
Во-первых, ценности являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными.
Во-вторых, подлинные ценности невозможно отобрать силой, захватить так же, как власть и богатство.
В-третьих, общественные ценности воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые, индивидуальные и избирательные.
Поэтому ценности личности не всегда совпадают с ценностями общества.

24
[стр. 36]

36 основанием ценности как единства значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала.
Из двоякой природы такого основания и происходит неизбежная полярность ценностных противоположностей (добро зло, красота безобразность и так далее).
Ценность поэтому несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу.
Она представляет собой не просто необходимую и должную, но и желанную цель, становящуюся идеалом и участвующую, тем самым, в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные отношения, а через них и на социальную практику.
Ценности проявляются и реализуются в конкретных социальных ситуациях, в отношениях между людьми по поводу материальных объектов, фактов, событий, действий, идей и т.
д., становящихся в этих ситуациях носителями ценностей, и поэтому всегда имеют историческиконкретное содержание.

Таким образом, ценности имеют сложную, многоуровневую структуру, которая может быть представлена следующим образом: (Схему 2).
Схема 2.
Структура ценности.
[45]

[стр.,37]

37 Межсубъектные отношения являются опосредованнными на соответствующих уровнях объектом носителем, его значимостью, нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Реально же любой из этих уровней может выйти на первый план в качестве самостоятельной ценности.

Ценность по природе своей предполагает оценку.
Только признаваемая в результате оценки ценность, осознаваемая и переживаемая в качестве таковой, способна выполнять ценностную функцию.
Оценка как философская категория представляет собой отношение субъекта к объекту с точки зрения его значимости для удовлетворения потребности субъекта.
Оценка имеет сложную структуру, представляющую собой единство оценочного отношения как эмоционально переживаемого соотношения объективных свойств явлений с основанием потребности субъекта (оценка — процесс) и оценочного суждения как логической формы осознания и фиксации результата оценочного отношения (оценка результат).
При этом каждый акт оценки содержит в себе четыре элемента: объект оценки, критерий оценки, оценочное основание, сравнение объекта оценки и оценочного основания, отображение результата оценивания в оценке результате.
Любая ценность обусловлена практикой, и практика является объективным определителем ценности
[189].
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются.
В ценностях консолидированы опыты познания людей, воплощена устремленность культуры в будущее.
Ценности рассматриваются как важнейшие структурообразующие элементы культуры, придающие ей единство и целостность
[173].
Особенности ценностей состоят в том, что они включают в себя не только должное, но и желаемое, связанное со свободным выбором.
Желание, добровольный выбор связаны с чувством удовольствия, радости, душевного подъема и являются переживанием, реализацией идеала как цели.
Поэтому ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, и от самого себя, а объединяют, собирают людей в


[стр.,38]

38 общности любого уровня.
Это и определяет основные свойства ценности, обуславливающие их роль и функции в обществе.
Во-первых, ценности являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными.
Во-вторых, подлинные ценности невозможно отобрать силой, захватить также, как власть и богатство.
В-третьих, общественные ценности воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые, индивидуальные и избирательные.
Поэтому ценности личности не всегда совпадают с ценностями общества.

Исследователи, занимающиеся проблемами ценностей современного общества, особое внимание уделяют классификационным моделям ценностей.
В философии системы ценностей различаются по предметному содержанию, по функциональной направленности, по роли в жизнедеятельности индивида, по соотнесению с потребностями индивида и прочие.
Особый интерес для данного исследования представляет классификационная модель, в которой критерием выступает предметное содержание.
Эта модель используется в различных модификациях, например, экономические, моральные, эстетические, правовые, идеологические, политические ценности [62]; материальные, духовные, социально-политические ценности [202]; экономические, социально-политические, духовные ценности [45]; витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические ценности [59] и др.
Отдельно остановимся на характеристике социальных ценностей.
Социальные ценности представляют собой компоненты социальной системы, наделенные особым значением в индивидуальном или общественном сознании.
Социальные ценности служат фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматриваются как важное условие существования, соответствующим образом оцениваются, регулируют поведение людей, служат масштабом оценки поступков [162], обеспечивают условие для существования иных ценностей [2, 132, 221].
Социальные ценности являются значимыми в той мере, в какой они связаны с человеком, человеческой личностью, какое влияние оказывают на общество.
Ценности, обеспечивающие существование и функционирование общества и

[Back]