Проверяемый текст
Разбегаева, Людмила Павловна; Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 25]

Сегодня проблема ценностей как целевой и содержательной доминанты образования привлекает все большее внимание педагогов.
В педагогической теории существует множество подходов к определению сущности общечеловеческих ценностей.
Так, детальный набор ценностей в рамках базового содержания (общего) образования предлагали авторы «Прогностической концепции целей и содержания образования»
[135, с.49].
Более обобщенно рассматривают этот вопрос В.Л.
Караковский и А.В.Кирьякова.
С точки зрения приоритета общечеловеческих ценностей в современном мире выделяются
такие общечеловеческие ценности, как жизнь, человек, познание, красота, труд, Отечество [72].
Предлагается и такой набор ценностей, как человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, Отечество, земля, мир
[71].
Проблема общечеловеческих ценностей как основы целей образования
находит отражение и в работах зарубежных исследователей.
Так, содержательный аспект ценностей отражен в книге П.
Уайт
[142, с.38].
Из всего спектра ценностей она выделяет «гражданские добродетели», подчеркивая, что образование должно брать на себя ответственность за воспитание.
В соответствующих главах автор подробно анализирует как необходимые следующие ценности: надежду и уверенность; мужество; самоуважение и самопочитание; дружбу; доверие; честность; порядочность и воспитание гражданственности.
Более подробно описывается содержание ценностей в коллективной работе группы английских исследователей
[142, с.38].
Это фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности, понимаемые как интегративное качество, своеобразное отношение к миру; моральные
ценности, объединяемые различением добра и зла; экологические ценности, ценности политической демократии (прежде всего гражданственность); ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни.
Авторы подчеркивают, что необходим интегральный подход к воспитанию,
то
[стр. 58]

58 Так, детальный набор ценностей в рамках базового содержания (общего) образования предлагали авторы "Прогностической концепции целей и содержания образования" (272, С.
49).
Более обобщенно рассматривают этот вопрос В.
Л.
Караковский и А.
В.
Кирьякова.
С точки зрения приоритета общечеловеческих ценностей в современном мире выделяются
следующие: жизнь, человек, познание, красота, труд, отечество (169).
Предлагается и такой набор ценностей, как: человек ("абсолютная ценность"), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир
(165).
Бесспорно, нельзя подвергнуть сомнению значимость ни одной из этих ценностей.
Следует также поддержать позицию авторов о необходимости ориентации школьников на общечеловеческие ценности.
В то же время некоторое сомнение вызывают уровни определения этих ценностей: религиозный, житейский и путь "обращения к ценностям фундаментальным, более общим понятиям" (165, С.
49).
Думается, что эти три пути не исключают друг друга; в истории развития человеческой морали они существовали в едином русле.
Проблема общечеловеческих ценностей как основы целей образования
и воспитания находит отражение и в работах зарубежных исследователей.
Так, содержательный аспект ценностей отражен в книге П.
Уайт
(411).
Она выделяет из всего спектра ценностей "гражданские добродетели", подчеркивая, что образование должно брать на себя ответственность за воспитание.
В соответствующих главах автор подробно анализирует как необходимые следующие ценности: надежду и уверенность; мужество; самоуважение и самопочитание; дружбу; доверие; честность; порядочность и воспитание гражданственности.
Более подробно описывается содержание ценностей в коллективной работе группы английских исследователей
(409).
Это фундаментальные "либеральные" ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности, понимаемые как интегративное качество, своеобразное отношение к миру; мо


[стр.,59]

59 ральные ценности, объединяемые различением добра и зла; экологические ценности, ценности политической демократии, (прежде всего гражданственность); ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни.
Авторы подчеркивают, ^ что необходим интегральный подход к воспитанию,
т.е.
воспитание целостной всесторонне развитой личности.
Данная аргументация перекликается с аналогичными проблемами российской педагогики и образования.
Шотландским Консультативным Советом по куррикулуму предложен для обсуждения документ по проблеме ценностей (410).
В нем подчеркивается, что в процессе воспитания идет передача ценностей, что ценности пропитывают всю образовательную деятельность и не всегда усваиваются сознательно.
В до• кументе вопрос ставится в конкретном, практическом плане: как в рамках школьной общности согласиться о некотором приемлемом для всех наборе ценностей.
В контексте настоящего исследования представляется значимым положение этого документа, которое гласит, что мы вряд ли достигнем полного согласия относительно ценностей; но мы бы и не хотели этого.
Отметим, что XXI век это не только век информатики, экологии, освоеф ния космоса это еще и век гармонизации и интеграции.
Очевидно, что сегодня главное не в том, какие ценности будут превалировать, а в том, как они будут сочетаться, как будут разрешаться противоречия между ними, какими станут приоритеты.
Полагаем поэтому, что вряд ли необходимо стремиться к достижению полного единства в понимании содержания ценностей.
Принципиальным руководством при разработке набора или системы ценностей может служить высказывание Блаженного Августина (IV в.): ’'В главном — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь".
♦ Известно, что ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма.
Меняются ценности меняются нормы меняются цели образования.
При этом вполне естественны определенные запаздывания, когда общество чувствует, что ценности сменились, а систе

[Back]