Проверяемый текст
Разбегаева, Людмила Павловна; Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 26]

есть воспитание целостной всесторонне развитой личности.
Данная аргументация перекликается с аналогичными проблемами российской педагогики и V 4 образования.
* Основываясь на исследовании Л.П.
Разбегаевой о ценностных основаниях гуманитарного образования, представляется целесообразной ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые могут составить целевую и содержательную доминанту гуманитарного образования [142, с.39].
Важно отметить, что мир становится все более целостным, неотъемлемой функцией современного сознания является попытка человека вступить в диалог с I людьми иной культуры.
По сути, это стремление человека составить обобщенное представление о мире в целом и
о своем месте в нем.
Отсюда важнейшей задачей образования является построение школьниками целостной картины мира.
Современная картина мира двуаспектна.
С одной стороны,
эта картина естественного мира, мира природы (научная картина мира).
Построение научной картины мира является в основном задачей естественнонаучного образования.
С другой стороны,
эта картина мира культуры, мира человека (ценностная картина мира).
Присвоение ценностей в пространстве гуманитарного образования предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарного знания, что обеспечивает построение ценностной картины мира
[142, с.39].
Основополагающими в нашем исследовании являются универсальные гуманистические ценности.
Это составляющие современной ценностной картины мира Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации [142, с.48].
Современный человек осознает себя как высшую ценность через идею ответственного субъекта, как человека действующего,
как человека цивилизации.
Современное культурно историческое пространство не существует для
человека без единства Отечества и Мира; как ценность оно осознается через идею единства планетарной цивилизации.
Современное ощущение времени нацеливает на осознание единства
традиций и новаций.
Нерасторжимое единство прошлого,
[стр. 60]

60 ма образования не отразила или не в полной мере отразила этот факт изменением целей воспитания.
Такое процесс происходит сейчас, когда человечество переживает глобальный кризис на рубеже веков.
Кризис в области образования как часть глобального кризиса, проявился на всех уровнях, в том числе на содержательном и целевом.
В связи с этим представляется целесообразной ориентация на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые могут составить целевую и содержательную доминанту гуманитарного образования.
На современном этапе такой подход будет инструментальным и предполагающим собственное творчество учителя и учащихся (Н.
Д.
Никандров).
Вместе с тем, думается, недостаточно ограничиваться простым набором ценностей.
Мир становится все более целостным, неотъемлемой функцией современного сознания является попытка человека вступить в диалог с
людьми иной культуры.
По сути, это стремление человека составить обобщенное представление о мире в целом и
своем месте в нем.
Отсюда важнейшей задачей образования является построение школьниками целостной картины мира.
Современная картина мира двуаспектна.
С одной стороны,
это картина естественного мира, мира природы (научная картина мира).
Построение научной картины мира является в основном задачей естественнонаучного образования.
С другой стороны
это картина мира культуры, мира ценностей, внутреннего мира человека (ценностная картина мира).
Присвоение ценностей в пространстве гуманитарного образования предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарного знания, что обеспечивает построение ценностной картины мира.

Ценностная картина мира это нечто более сложное в сравнении с научной картиной мира, это объемное, гетерогенное, поистине полифоническое образование полисистемный комплекс, включающий в себя теоретический, ду

[стр.,70]

70 осознает себя частью мира, природы.
Переосмысливается содержание антропоцентризма.
Современный человек осознает себя как высшую ценность через идею ответственного субъекта, как Человека действующего,
Человека Цивилизации.
Современное культурно-историческое пространство не существует для
него без единства Отечества и Мира; как ценность оно осознается через идею единства планетарной цивилизации.
Современное ощущение времени нацеливает на осознание единства традиций и новаций.
Нерасторжимое единство прошлого,
настоящего и будущего, единство традиций и новаций важнейшие условие сохранения человеческой цивилизации, непреходящая универсальная ценность.
Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации становятся основными составляющими ценностной картины мира.
В рамках современной цивилизации они не представляют случайного набора, образуют в своей совокупности единую систему ценностей, а изменение одних элементов влечет за собой изменение других.
Особенностью складывающейся современной ценностной картины мира является то, что человек становится ответственным субъектом.
Ответственность рассматривается как основный принцип возрождающегося гуманизма.
Поэтому составляющие ценностной картины мира Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации будем называть универсальными гуманистическими ценностями.
В современной культуре они связаны между собой и образуют своего рода "систему координат”, посредством которой люди воспринимают действительность и на основе которой строят свой образ мира.
Полагаем, что универсальные гуманистические ценности в современных условиях могут составить основу содержания гуманитарного образования как в аспекте целеполагания, так и при отборе и структурировании учебного содержания.
Это объясняется следующими положениями:

[стр.,338]

338 гуманитарного знания в гуманистическое сознание предполагает становление ценностного сознания личности.
В каждую эпоху люди конструируют исторически обусловленную ценностную картину мира.
Современный ’’вызов" природы ориентирует человека не только на переживание пространства и времени как ценностей, а на осознание их таковыми.
Переосмысливается содержание антропоцентризма.
Человек осознает себя в качестве высшей ценности через идею ответственного субъекта, Человека действующего.
Человека Цивилизации.
Современное культурноисторическое пространство не существует для человека без единства Отечества и Мира; как ценность оно осознается через идею единства планетарной цивилизации.
Современное ощущение времени нацеливает на осознание единства
прошлого, настоящего и будущего, единства традиций и новаций важнейшего условия сохранения человеческой цивилизации.
Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации
становятся основными параметрами ценностной картины мира, они отражают современное содержание гуманизма, ответственность человека трактуется сегодня как его основный принцип.
Поэтому составляющие ценностной картины мира постиндустриальной цивилизации (Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации) определены как универсальные гуманистические ценности; они составляют целевую и содержательную доминанту гуманитарного образования.
В основу отбора и структурирования учебного содержания положена ценностная картина мира.
Содержание универсальных гуманистических ценностей, как основных параметров этой картины, предшествует идеям и мировоззрению, формирующимся у членов общества или его групп.
Без них невозможна выработка ценностного сознания личности, они отражает общественную практику и определяет поведение человека, имеют не только предметнодеятельностную, но, прежде всего, смысловую природу.
В результате распредмечивания школьниками ценностной картины мира, которую выработали люди той или иной эпохи, цивилизации и которой они ру

[Back]