1.2. Сущностные характеристики ценностного отношения к культурным традициям. Для выявления сущностных характеристик ценностного отношения к культурным традициям необходимо определить, как происходит приобщение школьника к ценностям в образовательном процессе, как соотносятся культурные традиции и ценностные отношения. Мир ценностей превращается в особый объект активности человека, когда целью активности становится приобретение человеком определенных ценностных признаков. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими Ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей самодостаточную ценность в данном обществе. В связи с этими стремлениями индивид в ходе своего социального развития получает подлинно социальную потребность, которую A.B. Петровский назвал потребностью «быть личностью». Удовлетворение этой потребности непосредственно связано с присвоением ценностей общества. Присвоение личностью ценностей лежит в логике культурно-исторической теории JI.C. Выготского [142, с.165-170], согласно которой ключевой является идея о первичности социального плана в развитии высших психических функций. Это предполагает, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [32, с.34-35]. «Человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно г в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой [62, с.266]. В индивидуальном сознании идеальная форма существует в виде субъективных образов объективных предметов и явлений [58, с.37]. Д.Б. Эльконин рассматривает идею о соотношении реальной и идеальной форм как базовую для создания теории психического развития ребенка,:согласно которой «высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, |
40 отношению к Другому), понимание Другого на основе общечеловеческих ценностей и признание за ним права на существование; критический (осмысленный) диалог. К числу важнейших функций ценности «толерантность» относятся: обеспечение существования, развития и взаимного обогащения различных людей, сообществ, общества в целом. Границы допустимости толерантности определяются нормами цивилизованного общежития, основой которых, по самому широкому критерию, является добро как отсутствие зла. 1.2. Сущностные характеристики отношения к толерантности как социально значимой ценности. Важным для настоящего исследования представляется определение сущностных характеристик отношения к толерантности как социально значимой ценности. Это требует выяснения специфики присвоения личностью ценности «толерантность» (в контексте данного исследования с учетом возрастных особенностей старшеклассника). Мир ценностей превращается в особый объект активности человека, когда целью активности становится приобретение человеком определенных ценностных признаков. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей самодостаточную ценность в данном обществе. В связи с этими стремлениями индивид в ходе своего социального развития получает подлинно социальную потребность, которую A.B. Петровский назвал потребностью «быть личностью». Удовлетворение этой потребности непосредственно связано с присвоением ценностей общества. Присвоение личностью ценностей лежит в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского [153, с. 165-170], согласно которой ключевой является идея о первичности социального плана в развитии высших психических функций. Это 4 1 РОССИЙСКАЯ г о с у д л ¿лтцй Б И Б Д И О т * предполагает, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [40, с.34-35]. «Человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой. «Идеальность» и есть не что иное, как аспект культуры, как ее измерение, определенность, свойство» [76, с.266]. В индивидуальном сознании идеальная форма существует в виде субъективных образов объективных предметов и явлений. Отношения между идеальной и реальной формами правильнее всего могут быть описаны как взаимное порождение: реальной формы идеальной и идеальной формы реальной» [72, с.37]. Д Б. Эльконин рассматривает идею о соотношении реальной и идеальной форм как базовую для создания теории психического развития ребенка, согласно которой «высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы... Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса» [233, с.29]. Источником психического развития являются заданные в социальном плане «конечные» идеальные формы, «которые, взаимодействуя с процессом развития, детерминируют его как бы «сверху», т.е. со стороны высших и конечных форм» [54, с. 482]. В этом смысле культура это не просто среда, а, «приглашающая сила, не столько оболочка, сколько вызов... Вызов состоит в том, что между идеальной и реальной формами есть разность потенциалов. Если субъект принимает вызов, то может случиться акт, событие развития. Этим актом субъект овладевает идеальной формой, присваивает ее себе или превосходит ее» [72, с.9-10]. В этом контексте присвоение личностью ценностей предполагает, что они как идеальная форма должны выступить не бытием, а событием тем, смысл чего состоит в его совершении и явлении (Б.Д. Эльконин) и выступить должна сама |