т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы... Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса» [217, с.29]. Источником психического развития являются заданные в социальном плане «конечные» идеальные формы, «которые, взаимодействуя с процессом развития, детерминируют его как бы «сверху», т.е. со стороны высших и конечных форм» [44, с. 482]. В этом контексте присвоение личностью ценностей предполагает, что они как идеальная форма должны выступить не бытием, а событием тем, смысл чего состоит в его совершении и явлении (Д.Б. Эльконин) и выступить должна сама идеальность, совершенство содержания, а не просто лишь это иное содержание, т.е., идеальная форма должна находиться в отношении к реальной [217, с.29]. Присвоение личностью ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. А, «следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении» (Л.П. Разбегаева). В контексте нашего исследования это означает, что отношение, в котором акцент переносится с готовых, созданных форм культуры и их носителей на формы явления идеального, выступает как процесс и результат присвоения школьником культурных традиций как ценности. Категория «отношение» активно используется философами, психологами, педагогами при изучении деятельности личности, ее мировоззрения, опыта и т.д. Психологами выделяются различные аспекты сущности отношений человека. Представителями деятельностного подхода (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) отношения человека изучаются в контексте его преобразующей деятельности. Деятельность ключевое понятие данного подхода определяется как особого рода отношение между человеком и миром. Представители системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), не отвергая особой роли деятельности, смещают акцент на психические явления в целом, которые по природе своей системны. Свойство человека, понимается Б.Ф. |
4 1 РОССИЙСКАЯ г о с у д л ¿лтцй Б И Б Д И О т * предполагает, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [40, с.34-35]. «Человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой. «Идеальность» и есть не что иное, как аспект культуры, как ее измерение, определенность, свойство» [76, с.266]. В индивидуальном сознании идеальная форма существует в виде субъективных образов объективных предметов и явлений. Отношения между идеальной и реальной формами правильнее всего могут быть описаны как взаимное порождение: реальной формы идеальной и идеальной формы реальной» [72, с.37]. Д Б. Эльконин рассматривает идею о соотношении реальной и идеальной форм как базовую для создания теории психического развития ребенка, согласно которой «высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы... Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса» [233, с.29]. Источником психического развития являются заданные в социальном плане «конечные» идеальные формы, «которые, взаимодействуя с процессом развития, детерминируют его как бы «сверху», т.е. со стороны высших и конечных форм» [54, с. 482]. В этом смысле культура это не просто среда, а, «приглашающая сила, не столько оболочка, сколько вызов... Вызов состоит в том, что между идеальной и реальной формами есть разность потенциалов. Если субъект принимает вызов, то может случиться акт, событие развития. Этим актом субъект овладевает идеальной формой, присваивает ее себе или превосходит ее» [72, с.9-10]. В этом контексте присвоение личностью ценностей предполагает, что они как идеальная форма должны выступить не бытием, а событием тем, смысл чего состоит в его совершении и явлении (Б.Д. Эльконин) и выступить должна сама 42 идеальность, совершенство содержания, а не просто лишь это иное содержание, т.е., идеальная форма должна находиться в отношении к реальной. Присвоение личностью ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. «Субъект есть, бытийствует тогда, когда выражен и объективирован сам сдвиг, переход от натуральной к культурной форме переход к превращению своего поведения в предмет, к использованию средств обнаружения и видения своего поведения вне себя» [232, с. 15 ]. А, «следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении» (Л.П. Разбегаева). Категория «отношение» активно используется философами, психологами, педагогами при изучении деятельности личности, ее мировоззрения, опыта и т.д. Психологами выделяются различные аспекты сущности отношений человека. Представителями деятельностного подхода (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) отношения человека изучаются в контексте его преобразующей деятельности. Деятельность —ключевое понятие данного подхода —определяется как особого рода отношение между человеком и миром. Представители системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), не отвергая особой роли деятельности, смещают акцент на психические явления в целом, которые по природе своей системны. Свойство человека, понимается Б.Ф. Ломовым, как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром. Система отношений человека есть единое целое, напоминающее пирамиду на вершине которой располагаются общие свойства, соответственно определяемые общими отношениями. В психологическом учении, выдвинутом в начале XX века А.Ф. Лазурским и разработанном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, отмечается, что психические свойства личности всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности; в особенностях этих отношений личность проявляется и через эти отношения она формируется. Поэтому индивидуальную систему субъективно |