Ломовым, как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром. Система отношений человека есть единое целое, напоминающее пирамиду, на вершине которой располагаются общие свойства, соответственно определяемые общими отношениями. В психологическом учении, выдвинутом в начале XX века А.Ф. Лазурским и разработанном В.Н. Мясйщевым и Б.Г. Ананьевым, отмечается, что психические свойства личности всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности; в особенностях этих отношений личность проявляется и через эти отношения она формируется. Поэтому индивидуальную систему субъективнооценочных, сознательно-избирательных отношений человека к действительности (к внешнему миру и к самому себе) данные исследователи считают ядром личности [142,с.171-172]. Отношения определяют сущность человека, определяют направленность его активности, обуславливают характер его деятельности. Поэтому отношения не существуют вне деятельности, а, напротив, именно в ней они активно проявляются, получая там свое бытие. Исходя из анализа деятельности личности, возможно сделать вывод о том какие у нее отношения; и, наоборот, зная содержание реальных (не формально декларируемых) отношений человека, мы прогнозируем характер его деятельности (В.Н. Мясищев) [118]. Итак, исследователи едины в том, что отношения это результат усилий личности, развития ее личностного опыта, следствие ее переживаний, носящих иногда глубоко интимный характер. Это акт свободной познавательно-оценочной деятельности. Только после того, как отношение будет опосредованно деятельностью, станет ясно, как на самом деле человек относится к тому или иному предмету. Таким образом, на основании результатов анализа сущности отношений человека необходимо сделать следующие выводы. Во-первых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; вовторых, отношение является той категорией, которая позволяет установить связь между человеком и миром, человеком и человеком; в-третьих, отношение |
42 идеальность, совершенство содержания, а не просто лишь это иное содержание, т.е., идеальная форма должна находиться в отношении к реальной. Присвоение личностью ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. «Субъект есть, бытийствует тогда, когда выражен и объективирован сам сдвиг, переход от натуральной к культурной форме переход к превращению своего поведения в предмет, к использованию средств обнаружения и видения своего поведения вне себя» [232, с. 15 ]. А, «следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении» (Л.П. Разбегаева). Категория «отношение» активно используется философами, психологами, педагогами при изучении деятельности личности, ее мировоззрения, опыта и т.д. Психологами выделяются различные аспекты сущности отношений человека. Представителями деятельностного подхода (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) отношения человека изучаются в контексте его преобразующей деятельности. Деятельность —ключевое понятие данного подхода —определяется как особого рода отношение между человеком и миром. Представители системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), не отвергая особой роли деятельности, смещают акцент на психические явления в целом, которые по природе своей системны. Свойство человека, понимается Б.Ф. Ломовым, как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром. Система отношений человека есть единое целое, напоминающее пирамиду на вершине которой располагаются общие свойства, соответственно определяемые общими отношениями. В психологическом учении, выдвинутом в начале XX века А.Ф. Лазурским и разработанном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, отмечается, что психические свойства личности всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности; в особенностях этих отношений личность проявляется и через эти отношения она формируется. Поэтому индивидуальную систему субъективно 43 оценочных, сознательно-избирательных отношений человека к действительности (к внешнему миру и к самому себе) данные исследователи считают ядром личности. Личность понимается как высшая система отношений человека. Отношения личности неоднородны. Они различаются по степени целостности, сознательности, активности и избирательности. Сознательные отношения, в отличии от других, более «прозрачны» для человека, он может отдать себе отчет в объективных основаниях и мотивах отношения, принимает на себя ответственность, которая вытекает из реализации этого отношения, сознательное отношение проявляется как в отдельных поступках, так и во всем поведении в целом. С сознательными отношениями связывается развитие основных качеств личности, способность адекватно отражать действительность в ее основных чертах, отдавать себе отчет в выборе средств воздействия и сообразовывать действия с условиями их осуществления и обобщенным содержанием опыта. Отношения определяют сущность человека, определяют направленность его активности, обуславливают характер его деятельности. Поэтому отношения не существуют вне деятельности, а, напротив, именно в ней они активно проявляются, получая там свое бытие. Исходя из анализа деятельности личности, возможно сделать вывод о том, какие у нее отношения; и, наоборот, зная содержание реальных (не формально декларируемых) отношений человека, мы прогнозируем характер его деятельности. Итак, исследователи едины в том, что отношения это результат усилий личности, развития ее личностного опыта, следствие ее переживаний, носящих иногда глубоко интимный характер. Это акт свободной познавательно-оценочной деятельности. Только после того, как отношение будет опосредованно деятельностью, станет ясно как на самом деле человек относится к тому или иному предмету. Таким образом, на основании результатов анализа сущности отношений человека необходимо сделать следующие выводы. Во-первых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; во-вторых, отношение является той категорией, которая позволяет установить связь между |