Проверяемый текст
Разбегаева, Людмила Павловна; Теория и практика гуманитарного образования (Диссертация 2001)
[стр. 37]

относительно человека и его духовно-практической деятельности просто не возможно.
Во-вторых, в ценностных отношениях отражается значимость свойств объекта для субъекта.

В этом проявляется связь между ценностными отношениями и мировоззрением личности.
В-третьих, ценностное отношение к объекту является одним из главных форм его познания, познания как для человека,
то есть подлинно человеческого познания [142].
Таким образом, при всем многообразии подходов к изучению ценностных отношений большинством ученых признается, что они являются одной из форм освоения действительности человеком.
Развитие ценностного отношения тесно
связано со становлением личности, формированием ее мировоззрения.
Любой объект рассматривается человеком в единстве его сущности и значимости.
Вхождение человека в мир есть сложный процесс, в котором тесно переплетаются аксиологические и гносеологические аспекты его деятельности,
образуя неразрывное единство.
Одним из фундаментальных психологических фактов является различение между тем, что субъект знает о той или иной действительности, и тем, как он к ней относится.
Объектом отношения в данном исследовании являются культурные традиции, рассматриваемые как ценность.
В психологии принято считать отношение личности ценностным, если сознательно выбранный объект, на который отношение направлено, является объективной ценностью и если в своих эмоционально-интеллектуальных реакциях на данный объект личность дает ему положительную оценку.
В этом
понимании ценностное отношение к культурным традициям, с психологической точки зрения, можно рассматривать как отношение к культурным традициям как к ценности.
Рассматривая присвоение старшеклассником культурных традиций как ценности, целесообразно говорить о том, что, отражая объективное содержание данной ценности, школьник одновременно фиксирует и свое субъективное отношение к ней.
При этом старшеклассник только в том случае будет относиться к культурным традициям как ценности, если они станут для него личностно
[стр. 226]

ствие, если какой-либо смысл возвышается до уровня ценности, то он, тем самым, обеспечивает себе право на собственное существование.
«Наделяя тот или иной объект статусом ценности человек как бы субъективирует объект, признает за ним право на собственный «голос» (225).
Среди многообразных человеческих смыслов только ценности образуют систему, которая, в дальнейшем, способна регулировать жизнедеятельность людей, отдельных групп, наций, цивилизаций (гл.
1, пар.
3).
В этом заключается один из основных аспектов духовности ценности, ее надситуативность.
Ценности могут обладать самостоятельным смыслом и поэтому они образуют целый пласт в культурном наследии, определяют особенности мировоззрения.
Именно в силу данного признака ценности воспитание ценностных отношений напрямую связано с духовно-нравственным развитием личности ученика, формированием его мировоззрения.
Способность ценностных отношений задавать смысл духовнопрактической деятельности личности с точки зрения психологических механизмов характеризует Б.С.
Братусь, оперируя категорией личностные ценности.
«Личностные ценности это осознанные и принятые человеком самые общие смыслы жизни» (41).
Эти смыслы жизни каждый человек создает для себя сам, решая «задачу на смысл» (А.
Н.
Леонтьев).
На неизбежность этой задачи указывают и философы.
«Человек является творцом собственного смысла.
Объективные основания творения человеком собственного смысла существуют как «предписанная» человеку природой задача максимальной реализации его творческого потенциала» (55).
Таким образом, представители данного подхода при всем многообразии идей и точек зрения приходят к следующим выводам.
Во-первых, ценностные отношения и ценности не существуют независимо друг от друга, поэтому бытие ценностей вообще, без относительно человека и его духовно-практической деятельности просто не возможно.
Во-вторых, в ценностных отношениях отражается значимость свойств объекта для субъекта,
которая является не только ис

[стр.,227]

227 точником удовлетворения его сиюминутных нужд, но и задает «смысловое поле» (Б.С.
Братусь) для всего многообразия форм человеческой активности.
В этом проявляется связь между ценностными отношениями и мировоззрением личности.
В-третьих, ценностное отношение к объекту является одним из главных форм его познания, познания как для человека,
т.е.
подлинно человеческого познания.
Теоретический анализ подходов к изучению ценностных отношений показывает, что большинством ученых признается, что они являются одной из форм освоения действительности человеком.
Развитие ценностного отношения тесно
взаимосвязано со становлением личности, формированием ее мировоззрения, ценностного сознания.
Любой объект рассматривается человеком в единстве его сущности и значимости.
Вхождение человека в мир есть сложный процесс, в котором тесно переплетаются аксиологические и гносеологические аспекты его деятельности.

Ценностное отношение и деятельность образуют единое целое, которое существует благодаря детерминационной взаимосвязи между ценностным сознанием и ценностным отношением.
“...Сознание включается и выключается в зависимости от отношений..., которые складываются в самом процессе деятельности.
Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека.
Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат.
Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство” (293).
Анализируя сознание вообще, С.Л.
Рубинштейн указывает на то, что сознание определяется реальными отношениями человека.
Ценностное отношение предполагает как свой объект (что оценивается), так и субъект (кто оценивает).
Различение объективной и субъективной сторон ценностного отношения имеет принципиальное значение в теории ценности, различные аксиологические концепции исходят прежде всего из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки.


[стр.,230]

230 ределить, что человек считает значимым и почему именно это является для него ценным.
Психологией ценностные отношения личности рассматриваются как ее интегральная характеристика с точки зрения активного взаимодействия с окружающим миром.
Отношение личности в психологии принято считать ценностным, если сознательно выбранный объект, на который отношение направлено, является объективной общественной ценностью, и, если в своих эмоциональноинтеллектуальных реакциях на данный объект, личность дает ему положительную оценку.
В этом
случае ценностное отношение как взаимосвязь содержит в себе мировоззренчески значимые свойства объекта, т.е.
те, от которых зависит развитие человека как носителя свойственных только ему существенных родовых черт.
Поэтому, освоив объект с позиции не только его сущности, но и с позиции его значимости, он развивает в себе ценностное отношение к нему.
Само ценностное отношение является уже не просто отражением значимости, а мировоззренческой позицией, свойством самого человека.
Внешнее становится внутренним.
В силу этого ценностное отношение как взаимосвязь регулирует наряду с потребностями, мотивами, интересами деятельность человека, определяет направленность личности.
Данное понимание ценностного отношения как психологического свойства личности, характеризующего субъективное принятие человеком общественных ценностей, обусловило изучение основных психологических проблем его формирования в связи с вопросами личностного развития ребенка.
Рассматривая механизм формирования ценностного отношения человека к миру, ученые (Л.
С.
Выготский, Н.
М.
Гасанова, Л.
И.
Рувинский, В.
А.
Ядов и др.) отводят значительную роль в этом процессе ближайшему социальному окружению ребенка.
Они отмечают, что становление системы ценностных отношений личности начинается с первых лет жизни и является результатом инте

[Back]