Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 38]

значимыми, приобретут личностный смысл, станут личностной ценностью.
Опираясь на утверждение психологов (А.Н.
Леонтьев, H.H.
Чеснокова), следует подчеркнуть, что сознание человека, будучи отражением окружающей действительности, качественно отличаясь от отражения в психике животных, включает отражение смысла, значения познаваемого.
В этом заключается присутствие момента субъективно-личностной пристрастности индивидуального сознания.
Пристрастность индивидуального сознания, обусловленная связью его и потребностно-мотивационной сферы с реальностью жизни субъекта в мире, находит выражение в такой составляющей этого сознания как личностный смысл.
В непосредственном восприятии и представлении объекты и явления действительности предстают перед нами «окрашенными» тем личностным смыслом, который они имеют для нас вследствие своего объективного места в нашей жизнедеятельности и реализации наших потребностей
[95].
В отечественной психологии представления о смысловых образованиях начали оформляться в исследованиях школы
Л.С.
Выготского, А.Н.
Леонтьева, А.Р.
Лурия.
Л.С.
Выготский одним из первых разработал теоретические положения об аффективных источниках мысли, имеющих определенную роль в отборе обобщений и превращении общественно сформированных значений в индивидуальные, отвечающие аффективным потребностям смысЛы.
Л.С.
Выготский применил термин «смысл» для обозначения аффективных отношений к обозначаемому в слове содержанию, которые возникают у субъекта в процессе индивидуального опыта
[34].
Позднее, в теории деятельности А.Н.
Леонтьева выделяется понятие «личностный смысл» отражение в сознании личности отношения мотива
деятельности к цели действия [92].
Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта система личностных смыслов
4является конституирующей характеристикой личности.
В них действительность открывается со стороны жизненного значения знаний предметных и социальных норм для самого действующего ради достижения тех или иных мотивов человека,
[стр. 44]

человеком и миром, человеком и человеком; в-третьих, отношение существует неразрывно от деятельности и выражается в ней; в-четвертых, содержание отношения раскрывает особенности человека.
Одним из фундаментальных психологических фактов является различение между тем, что субъект знает о той или иной действительности, и тем, как он к ней относится.
Объектом отношения в данном исследовании является толерантность, рассматриваемая как социально значимая ценность.
Опираясь на утверждение психологов (А.Н.
Леонтьев, H.H.
Чеснокова), следует подчеркнуть, что сознание человека, будучи отражением окружающей действительности, качественно отличаясь от отражения в психике животных, включает отражение смысла, значения познаваемого.
В этом заключается присутствие момента субъективно-личностной пристрастности индивидуального сознания.
Пристрастность индивидуального сознания, обусловленная связью его и потребностно-мотивационной сферы с реальностью жизни субъекта в мире, находит выражение в такой составляющей этого сознания как личностный смысл.
В непосредственном восприятии и представлении объекты и явления действительности предстают перед нами «окрашенными» тем личностным смыслом, который они имеют для нас вследствие своего объективного места в нашей жизнедеятельности и реализации наших потребностей
[106].
В отечественной психологии представления о смысловых образованиях начали оформляться в исследованиях школы
JI.C.
Выготского, А.Н.
Леонтьева, А.Р.
Лурия.
Л.С.
Выготский одним из первых разработал теоретические положения об аффективных источниках мысли, имеющих определенную роль в отборе обобщений и превращении общественно сформированных значений в индивидуальные, отвечающие аффективным потребностям смыслы.
Л.С.
Выготский применил термин «смысл» для обозначения аффективных отношений к обозначаемому в слове содержанию, которые возникают у субъекта в процессе индивидуального опыта
[42].
Позднее, в теории деятельности А.Н.
Леонтьева выделяется понятие «личностный смысл» отражение в сознании личности отношения мотива


[стр.,45]

деятельности к цели действия [ЮЗ].
Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта система личностных смыслов
является конституирующей характеристикой личности.
В них действительность открывается со стороны жизненного значения знаний предметных и социальных норм для самого действующего ради достижения тех или иных мотивов человека,
а не только со стороны объективного значения этих знаний [103].
Таким образом, личностный смысл «субъективен», в то же время он «всегда предметен»: это то, ради чего совершается та или иная деятельность (А.Н.
Леонтьев), это всегда субъективное отношение к объективным явлениям.
Система смыслов постоянно развивается и изменяется, определяя в конечном счете смысл любой отдельной деятельности и жизни в целом (С.Д.
Смирнов).
Наряду с понятием «личностный смысл» в психологии используется понятие «смысловые образования».
Смысловое образование —не есть личностный смысл, то есть отношение мотива к цели, а есть отношение мотива более общего (или нескольких однонаправленных общих мотивов) к связанным с ним (ними) мотивам менее общим, и соответственно, деятельности более общей и широкой к деятельностям менее общим [27].
Смысловые образования различаются по степени обобщенности и их месту в иерархии смысловой сферы.
Наиболее общие смысловые образования связаны с мировоззрением, с представлениями человека о смысле жизни, с его жизненными целями, ценностями, они также поддерживают его представление о себе, образ «Я».
Общие смысловые образования создают основу для формирования более частных смысловых образований, к которым относится прежде всего личностный смысл.
То есть личностный смысл частный случай смысловых образований, смысловой системы.
Уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не датеся ему прямо и автоматически, а требует сложной и специфической деятельности оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл» (А.Н.
Леонтьев), причем чем выше по иерархическим ступеням смысловые образования, тем труднее работа по их осознанию, поскольку все шире и неопределеннее становится область

[Back]