Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 40]

характер.
Таким образом, личностные ценности это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни
[20].
Активная регулирующая роль самосознания предполагает не только отражение субъектом своих личностных смыслов, но и решение об их принятии или непринятии, т.е.
структурирование собственного Я.
Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился
[24].
Таким образом, объективно существующие ценности, преломляясь через призму индивидуальной
жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являясь одним из источников, мотивирующих ее поведение.
Личностные ценности следует отличать от чисто декларируемых, назывных ценностей, не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере, более того, могут стать бутафорией, маскирующей совсем иные личностные устремления
[19].
Специфика личностного контекста ценностного отношения к культурным традициям связана с осознанием конкретным человеком своей принадлежности к человечеству в целом, к социуму.
Момент осознания очень важен.

Ценностное отношение к культурным традициям предполагает осознанное отношение, то есть субъект данного отношения отдает себе отчет в том, что он реально оценивает как значимую для себя ценность, какую роль она играет для него.
Осознанная значимость объекта это существенная сторона данного отношения.
Осознанное отношение в своем устойчивом виде способно подчинять отношение неосознанное.
Сознательное отношение проявляется как в отдельных поступках, так и во всем поведении в целом.
«Действие, преломленное через призму мысли, превращается уже в другое действие, осмысленное и осознанное, то есть произвольное и свободное, стоящее в принципиально ином отношении к ситуации, чем действие непосредственно обусловленное ситуацией» (Л.С.
Выготский).
[стр. 46]

46 «смыслорождающей действительности».
Б.С.
Братусь считает: когда «задача на смысл» решена и речь идет о той или иной форме осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, то уместно говорить о ценностях личности, или лучше о личностных ценностях, отличая их от личностных смыслов, которые далеко не всегда носят осознанный характер.
Таким образом, личностные ценности это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни
[26].
Активная регулирующая роль самосознания предполагает не только отражение субъектом своих личностных смыслов, но и решение об их принятии или непринятии, т.е.
структурирование собственного Я.
Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился
[30].
Таким образом, объективно существующие ценности, преломляясь через призму индивидуальной
жизнедеятельности входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являясь одним из источников, мотивирующих ее поведение.
Личностные ценности следует, отличать от чисто декларируемых, назывных ценностей, не обеспеченных «золотым запасом» соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере, более того, могут стать бутафорией, маскирующей совсем иные личностные устремления
[25].
Таким образом, рассматривая присвоение старшеклассником социально значимой ценности «толерантность», целесообразно говорить о том, что отражая объективное содержание данной ценности, школьник одновременно фиксирует и свое субъективное отношение к ней.
При этом старшеклассник только в том случае будет относиться к толерантности как социально значимой ценности, если она станет для него личностно значимой, приобретет личностный смысл, станет личностной ценностью.
Осознание же личностной значимости ценности «толерантность» возможно лишь через осознание ее социальной значимости.
Это обусловлено спецификой

[стр.,47]

47 природы ценностей, рассмотренных в контексте субъект-субъектных отношений (1.1.) и особенностями ценности «толерантность», в структуре которой выделяются субъект и адресат толерантности (1.1), в силу чего реализация ценности т «толерантность» возможна лишь в социуме, в контексте межсубъектного взаимодействия.
Кроме того, важно отметить нравственную меру допустимости толерантности, определяемую критериями безопасности, свободы, комфорта субъекта толерантности, вне предела которых толерантность невозможна.
Личностный контекст отношения к ценности «толерантность» связан с осознанием конкретным человеком своей принадлежности к человечеству в целом, к социуму.
Момент осознания очень важен.

Отношение к толерантности как социально значимой ценности предполагает осознанное отношение, то есть субъект данного * отношения отдает себе отчет в том, что он реально оценивает как значимую для себя ценность, какую роль она играет для него.
Осознанная значимость объекта —это существенная сторона данного отношения.
Осознанное отношение в своем устойчивом виде способно подчинять отношение неосознанное.
Сознательное отношение проявляется как в отдельных поступках, так и во всем поведении в целом.
«Действие, преломленное через призму мысли, превращается уже в другое действие, осмысленное и осознанное, то есть произвольное и свободное, стоящее в принципиально ином отношении к ситуации, чем действие непосредственно *' обусловленное ситуацией» (Л.С.
Выготский).

Таким образом, отношение к толерантности как социально значимой ценности характеризуется связью старшеклассника с ценностью «толерантность», которая, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, становится его личностной ценностью, рассматривается им как нечто значимое для его собственной жизни и жизни общества, принимается в качестве таковой и проявляется в соответствующей деятельности.
В психологии принято считать отношения личности ценностным, если сознательно выбранный объект, на который отношение направлено, является * объективной ценностью и если в своих эмоционально-интеллектуальных реакциях

[Back]