Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 42]

школьный возраст период активного формирования мировоззрения (Л.И.
Божович, И.С.
Кон, И.В.
Дубровина, Э.
Эриксон).
Присвоение тех или иных жизненных ценностей является одной из составляющих этого процесса.

Именно в период ранней юности возникают соответствующие для формирования мировоззрения когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки.
К их числу относятся: усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, способность к абстрактно теоретическому мышлению, обогащение жизненного опыта, осознание включенности в общественные отношения, интерес к глобальным проблемам, моральное самоопределение, необходимость сознательного выбора жизненного пути, крайняя эмоциональность, интерес к самопознанию, поиск жизненных смыслов.
Все указанные психологические особенности данного возраста способствуют формированию у старшеклассников
ценностного отношения к культурным традициям.
При этом следует учитывать и другие возрастные особенности.
В частности, в этот период отмечается преобладание знаний над социальным опытом, дискретность мышления, чувство взрослости, требующее своего социального признания и выражения, что, безусловно, отражается на
формировании указанного личностного образования.
Исходя из природы ценностей (1.1.) и специфики присвоения ценностей личностью (1.2),
а, также основываясь на исследовании Л.П.
Разбегаевой о функциях ценностных отношений [142, с.191-192] мы предположили, что в структуре личности ценностное отношение к культурным традициям выполняет следующие функции: 1.
информационную функцию, реализующуюся в фиксации информации о
ценности «культурные традиции»; 2.
функцию эмоционального подкрепления, отражающую эмоциональное восприятие знаний о
ценности «культурные традиции»; 3.
познавательно-смысловую функцию, определяющую поиск, осознание и принятие личностного смысла ценности «культурные традиции»; 4.
регулятивно-нормативную функцию, реализующуюся в соотношении
[стр. 48]

48 на данный объект личность дает ему положительную оценку.
В этом понимании отношение к толерантности как социально значимой ценности, с психологической точки зрения, можно рассматривать как отношение ценностное.
т Ценностное отношение как взаимосвязь содержит в себе мировоззренчески значимые свойства объекта, то есть те, от которых зависит развитие человека как носителя свойственных только ему существенных родовых черт.
Поэтому, освоив объект с позиции не только его сущности, но и с позиции его значимости, он развивает в себе ценностное отношение к нему.
Само ценностное отношение является уже не просто отражением значимости, а мировоззренческой позицией, свойством самого человека.
Внешнее становится внутренним.
Данное понимание ценностного отношения как психологического свойства личности, характеризующего субъективное принятие человеком общественных * ценностей, обусловило изучение основных психологических проблем его формирования в связи с вопросами личностного развития ребенка.
Рассматривая формирование ценностного отношения человека к миру, ученые (Л.С.
Выготский, Н.М.
Гасанова, Л И.
Рувинский, В.А.
Ядов и др.) отводят значительную роль в этом процессе ближайшему социальному окружению ребенка.
Они отмечают, что становление системы ценностных отношений личности начинается с первых лет жизни и является результатом интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.
В основе принятия каких-либо фрагментов действительности как личностно значимых и ценных (В.В.
Давыдов, А.Н.
Леонтьев, Л.И.
Рувинский), лежит формирование в процессе деятельности их личностного смысла, а также способность человека к осознанию и оценки этого смысла.
Наиболее сензитивным для формирования ценностных отношений является старший школьный возраст, или по-другому время ранней юности.
Старший школьный возраст период активного формирования мировоззрения (Л.И.
Божович, И.С.
Кон, И.В.
Дубровина, Э.
Эриксон).
Присвоение тех или иных жизненных ценностей является одной из составляющих этого процесса.


[стр.,49]

Именно в период ранней юности возникают соответствующие для формирования мировоззрения когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки.
К их числу относятся: усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, способность к абстрактно теоретическому мышлению, обогащение жизненного опыта, осознание включенности в общественные отношения, интерес к глобальным проблемам, моральное самоопределение, необходимость сознательного выбора жизненного пути, крайняя эмоциональность, интерес к самопознанию, поиск жизненных смыслов.
Все указанные психологические особенности данного возраста способствуют формированию у старшеклассников
отношения к толерантности как социально значимой ценности.
При этом следует учитывать и другие возрастные особенности.
В частности, в этот период отмечается преобладание знаний над социальным опытом, дискретность мышления, чувство взрослости, требующее своего социального признания и.
выражения, что безусловно отражается на
формирования указанного личностного образования.
Логика присвоения старшеклассником социально значимой ценности «толерантность» соотносима со спецификой гуманитарного познания.
В гуманитарном познании отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития [113, с.68].
По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного [77].
Гуманитарное познание предстает как ценностно-смысловое освоение человеческого бытия [174, с.92].
«Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным», поэтому нельзя говорить об «однозначной нормативной истине, она всегда множественна» [113, с.69], возможно лишь контекстное толкование любого понятия, вопрос об истине зависит от принятой человеком ценностно-смысловой модели реальности, знание существует зачастую «в форме мнения» (Г.И.
Школьник).
Гуманитарные науки, гуманитарное знание выступают своеобразными средствами, орудиями гуманитарного образования.
Чтобы гуманитарное познание

[стр.,52]

Отношение к толерантности как социально значимой ценности рассматривается нами как сложное личностное образование.
Исходя из природы ценностей (1.1.) и специфики присвоения ценностей личностью (1.2),
мы предположили, что в структуре личности старшеклассника отношение к толерантности как социально значимой ценности выполняет следующие функции: 1.
информационную функцию, реализующуюся в фиксации информации о
социально значимой ценности «толерантность»; 2.
функцию эмоционального подкрепления, отражающую эмоциональное восприятие знаний о
социально значимой ценности «толерантность»; 3.
смысловую функцию, определяющую поиск, осознание и принятие личностного смысла социально значимой ценности «толерантность»; 4.
регулятивную функцию, реализующуюся в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом социально значимой ценности «толерантность».
Следует отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое отношение к толерантности как социально значимой ценности оказывает на развитие личности в целом.
Это определяется сложностью самой природы функционирования данного личностного образования.
Вместе с тем, выделенные выше функции отражают наличие существенных связей между отношением к толерантности как социально значимой ценности и личностью учащегося, в результате чего могут служить той моделью, которая в абстрактном виде вычленяет эти связи.
Выделение функций отношения к толерантности как социально значимой ценности следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования.
Наряду с определенной автономией, функции исследуемого отношения предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.
Роль каждой из функций отношения к толерантности как социально значимой ценности не однозначна, степень проявления каждой из них в конкретном случае зависит от ряда факторов: от степени сформированное™ знаний о толерантности

[Back]