субъектом собственного действия с личностным смыслом ценности «культурные традиции». Следует отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое ценностное отношение к культурным традициям оказывает на развитие личности в целом. Это определяется сложностью самой природы функционирования данного личностного образования. Вместе с тем, выделенные выше функции отражают наличие существенных связей между ценностным отношением к культурным традициям и личностью, в результате чего могут служить той моделью, которая в абстрактном виде вычленяет эти связи. Выделение функций ценностного отношения к культурным традициям следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования. Наряду с определенной автономией, функции исследуемого отношения предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Роль каждой из функций ценностного отношения к культурным традициям не однозначна; степень проявления каждой из них в конкретном случае зависит от ряда факторов: от степени сформированное™ знаний о культурных традициях как ценности, на основе которых происходит формирование данного личностного образования, от условий, влияющих на его формирование. Наряду с функцией сущность ценностного отношения к культурным традициям раскрывается в ее структуре. В поиске подходов к структурированию данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой [196, с.631], является непременным условием ее существования; в результате функции ценностного отношения к культурным традициям, в некоторой степени, служат как бы «отражением», «слепком» ее структуры. В структуре ценностного отношения к культурным традициям были выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностносмысловой, деятельностный. Содержательное наполнение данных компонентов обусловлено спецификой присвоения данной ценности в старшем школьном возрасте (1.2) и потенциалом |
Отношение к толерантности как социально значимой ценности рассматривается нами как сложное личностное образование. Исходя из природы ценностей (1.1.) и специфики присвоения ценностей личностью (1.2), мы предположили, что в структуре личности старшеклассника отношение к толерантности как социально значимой ценности выполняет следующие функции: 1. информационную функцию, реализующуюся в фиксации информации о социально значимой ценности «толерантность»; 2. функцию эмоционального подкрепления, отражающую эмоциональное восприятие знаний о социально значимой ценности «толерантность»; 3. смысловую функцию, определяющую поиск, осознание и принятие личностного смысла социально значимой ценности «толерантность»; 4. регулятивную функцию, реализующуюся в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом социально значимой ценности «толерантность». Следует отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое отношение к толерантности как социально значимой ценности оказывает на развитие личности в целом. Это определяется сложностью самой природы функционирования данного личностного образования. Вместе с тем, выделенные выше функции отражают наличие существенных связей между отношением к толерантности как социально значимой ценности и личностью учащегося, в результате чего могут служить той моделью, которая в абстрактном виде вычленяет эти связи. Выделение функций отношения к толерантности как социально значимой ценности следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования. Наряду с определенной автономией, функции исследуемого отношения предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Роль каждой из функций отношения к толерантности как социально значимой ценности не однозначна, степень проявления каждой из них в конкретном случае зависит от ряда факторов: от степени сформированное™ знаний о толерантности как социально значимой ценности, на основе которых происходит формирование данного личностного образования, от условий, влияющих на его формирование. Наряду с функцией сущность отношения к толерантности как социально значимой ценности раскрывается в ее структуре. В поиске подходов к структурированию данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой [209, с.631], является непременным условием ее существования; в результате функции отношения к толерантности как социально значимой ценности, в некоторой степени, служат как бы «отражением», «слепком» ее структуры. В структуре отношения к толерантности как социально значимой ценности были выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Содержательное наполнение данных компонентов обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление социально значимой ценности «толерантность» (1.2) и спецификой присвоения данной ценности в старшем школьном возрасте (1.2). Когнитивный компонент. Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании учащегося результата овладения им знанием о толерантности как социально значимой ценности. Знания о толерантности как социально значимой ценности могут быть представлены на трех уровнях: 1) на уровне представлений (ценность-не ценность); 2) на уровне понятий; 3) на уровне идей. Структура знаний о толерантности как социально значимой ценности может быть представлена следующем образом: 1) знание о социально значимых ценностях; 2) знание о компонентах социально значимой ценности «толерантность»; 3) знание о роли ценности «толерантность» в обществе; 4) знание о границах допустимости толерантности. |