Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 44]

гуманитарного знания, содержанием гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции».
Логика присвоения старшеклассником
культурных традиций как ценности соотносима со спецификой гуманитарного познания.
В гуманитарном познании отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития
[102, с.68].
По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного
[63].
Гуманитарное познание предстает как ценностносмысловое освоение человеческого бытия
[164, с.92].
«Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным», поэтому нельзя говорить об «однозначной нормативной истине, она всегда множественна»
[102, с.69], возможно лишь контекстное толкование любого понятия, вопрос об истине зависит от принятой человеком ценностно-смысловой модели реальности, знание существует зачастую «в форме мнения» (Г.И.
Школьник).
Гуманитарные науки,, гуманитарное знание выступают своеобразными средствами, орудиями гуманитарного образования.
Чтобы гуманитарное познание
было личностно значимым для учащихся, оно должно быть «переведено» на язык целей, средств и организации учебного процесса.
Необходимым является включение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла помимо задаваемых извне стандартных компонентов еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением.
Это положение обосновывается в различных концепциях образования (B.C.
Ильин, И.Я.
Лернер, Л.П.
Разбегаева, В.В.
Сериков).
«Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурно опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе
[стр. 49]

Именно в период ранней юности возникают соответствующие для формирования мировоззрения когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки.
К их числу относятся: усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, способность к абстрактно теоретическому мышлению, обогащение жизненного опыта, осознание включенности в общественные отношения, интерес к глобальным проблемам, моральное самоопределение, необходимость сознательного выбора жизненного пути, крайняя эмоциональность, интерес к самопознанию, поиск жизненных смыслов.
Все указанные психологические особенности данного возраста способствуют формированию у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности.
При этом следует учитывать и другие возрастные особенности.
В частности, в этот период отмечается преобладание знаний над социальным опытом, дискретность мышления, чувство взрослости, требующее своего социального признания и.
выражения, что безусловно отражается на формирования указанного личностного образования.
Логика присвоения старшеклассником
социально значимой ценности «толерантность» соотносима со спецификой гуманитарного познания.
В гуманитарном познании отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития
[113, с.68].
По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного
[77].
Гуманитарное познание предстает как ценностно-смысловое освоение человеческого бытия
[174, с.92].
«Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным», поэтому нельзя говорить об «однозначной нормативной истине, она всегда множественна»
[113, с.69], возможно лишь контекстное толкование любого понятия, вопрос об истине зависит от принятой человеком ценностно-смысловой модели реальности, знание существует зачастую «в форме мнения» (Г.И.
Школьник).
Гуманитарные науки, гуманитарное знание выступают своеобразными средствами, орудиями гуманитарного образования.
Чтобы гуманитарное познание


[стр.,50]

50 было личностно значимым для учащихся, оно должно быть «переведено» на язык целей, средств и организации учебного процесса.
Необходимым является включение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла помимо задаваемых извне стандартных компонентов еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением.
Это положение обосновывается в различных концепциях образования (B.C.
Ильин, И.Я.
Лернер, Л.П.
Разбегаева, В.В.
Сериков).
«Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурно опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе
субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [175, с.30].
«Специфика гуманитарного предмета заключается в том, что он в отличие от естественнонаучного не может быть усвоен на уровне значений.
Здесь недостаточно просто знания, существенным критерием усвоения является смысл» [31, с.61].
Поэтому «в обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит» [113, с.70].
Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения» [175, с.185].
Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы прежде всего перед собой.
Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения.
«Важнейшая роль гуманитарного образования не только интеллектуальное освоение, но личностное присвоение и эмоциональное переживание гуманитарного знания, отработка этических, эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [113, с.71].
В данном контексте

[Back]