субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [165, с.ЗО]. «Специфика гуманитарного предмета заключается в том, что он в отличие от естественнонаучного не может быть усвоен на уровне значений. Здесь недостаточно просто знания, существенным критерием усвоения является смысл» [25, с.61]. Поэтому «в обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит» [102, с.70]. Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения» [165, с.185]. Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы, прежде всего перед собой. Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения. «Важнейшая роль гуманитарного образования не только интеллектуальное освоение, но личностное присвоение и эмоциональное переживание гуманитарного знания, отработка этических, эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [102, с.71]. В данном контексте гуманитарное образование непосредственно связано со становлением гуманистического сознания. «Становление гуманистического сознания личности напрямую выходит на проблему ценностей и ценностного отношения личности, которая становится фактом осознания и переживания нравственных образцов как личностно значимых» [102, с.72-73]. Среди гуманитарных дисциплин для данного исследования особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания. «Стержень, вертикаль» гуманитарных дисциплин в основной и полной средней школе составляет история, которая «служит канвой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей, включая ценностный опыт» |
50 было личностно значимым для учащихся, оно должно быть «переведено» на язык целей, средств и организации учебного процесса. Необходимым является включение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла помимо задаваемых извне стандартных компонентов еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением. Это положение обосновывается в различных концепциях образования (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков). «Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурно опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [175, с.30]. «Специфика гуманитарного предмета заключается в том, что он в отличие от естественнонаучного не может быть усвоен на уровне значений. Здесь недостаточно просто знания, существенным критерием усвоения является смысл» [31, с.61]. Поэтому «в обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит» [113, с.70]. Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения» [175, с.185]. Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы прежде всего перед собой. Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения. «Важнейшая роль гуманитарного образования не только интеллектуальное освоение, но личностное присвоение и эмоциональное переживание гуманитарного знания, отработка этических, эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [113, с.71]. В данном контексте гуманитарное образование непосредственно связано со становлением гуманистического сознания. «Становление гуманистического сознания личности напрямую выходит на проблему ценностей и ценностного отношения личности, которая становится фактом осознания и переживания нравственных образцов как личностно значимых» [113, с.72-73]. В данном исследовании представляется целесообразным обозначить специфические особенности предметов гуманитарного цикла наиболее значимых для формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности. В.В. Сериков отмечает, что «представляется неточным отнесение к гуманитарной сфере так называемых «наук о человеке». В таком случае сюда попадут все науки и построенные на их основе учебные предметы, ибо человек как высшая ступень макрокосма имеет отношение ко всем его подструктурам. Гораздо целесообразнее считать гуманитарным знание не просто о человеческом, а о «специфически человеческом», прежде всего о нравственно-духовной сфере его бытия» [175, с.184]. Среди гуманитарных дисциплин для данного исследования особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания. «Стержень, вертикаль» гуманитарных дисциплин в основной и полной средней школе составляет история, которая «служит канвой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей, включая ценностный опыт» [205]. Обществознание как знание о социальных структурах «гуманитарно в той мере, в какой предусматривает учет субъективного фактора —рассмотрение человека как личности, носителя индивидуального» [77]. Содержание обозначенных гуманитарных дисциплин, охватывая различные сферы жизни общества, человека, этапность развития человеческой цивилизации, позволяет полно раскрыть социальную и личностную значимость ценности «толерантность», предмет которой отражает многообразие человеческого мира по самым разным критериям. |