желаний, которые связаны в индивидуальном сознании с процессом выбора субъектом мотивов и целей его деятельности. Пережить это не значит просто испытать, а испытать особо, как-то специфически, и это «как-то» непосредственно схватывается субъектом на изначально ему доступном языке, который только в развитых формах психики становится частично вербализуемым, причем с иллюзией принадлежности вербализованных форм исключительно полюсу знания и объекта [31]. Сами переживания не побуждают поведения личности, они выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий. В познании ценности «культурные традиции» эмоции играют роль «опорной базы» [69]. Эмоциональные переживания, связанные с ценностью «культурные традиции» представляют собой «специфические ощущения приятного и неприятного» [31], обусловленные различными аспектами социокультурной реальности, отражающей проявления ценности «культурные традиции». Эмоциональные переживания обеспечивают эмоциональное восприятие ценности «культурные традиции», «эмоциональную реакцию на нее» [115]. Непосредственная эмоциональная реакция вызывается «конкретно-чувственным рядом впечатлений» [48], обусловленным конкретным содержанием гуманитарных дисциплин. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки, адекватной ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия[22]. Эта особенность обуславливает специфику эмоциональных оценок (оценок-реакций), то есть «оценок, возникающих под воздействием определенных эмоций» [115], и определяющих эмоционально-оценочное отношение к действительности, в том числе к ценности «культурные традиции». «Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствиянеудовольствия» [31]. Эмоционально-оценочное отношение к ценности «культурные традиции», рассматриваемое в данном контексте, связано с эмоциональной оценкой фактов, явлений действительности, применительно к себе и социуму в различном временном пространстве (объекты эмоционально |
56 значимой ценности «толерантность», представляя ценность «толерантность» как отдельный ценностный феномен. При этом знания о роли ценности «толерантность» базируются на категории «многообразие мира»; знания о границах допустимости толерантности на категориях «добро зло». Все элементы знания о толерантности как социально значимой ценности являются взаимосвязанными. Структура знаний старшеклассников о социально значимой ценности «толерантность» представлена в схеме 3. Эмоционально-оценочный компонент. Эмоционально-оценочный компонент отношения к толерантности как социально значимой ценности связан с особенностями эмоционального восприятия знаний о толерантности. Идеи и суждения разума становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоциональночувственного отношения людей к жизненно важным проблемам [85, с.126]. Эмоции человека связаны с активностью сознания и потребностями человека [85, с. 125]. Эмоции представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [151, с.427]. Переживание в психологической литературе [35; 38] рассматривается как эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни, переживание всегда опосредованно наличием стремлений, желаний, которые связаны в индивидуальном сознании с процессом выбора субъектом мотивов и целей его деятельности. Пережить это не значит просто испытать, а испытать особо, как-то специфически, и это «как-то» непосредственно схватывается субъектом на изначально ему доступном языке, который только в развитых формах психики становится частично вербализуемым, причем с иллюзией принадлежности вербализованных форм исключительно полюсу знания и объекта [38]. Сами переживания не побуждают поведения личности, они выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий. В познании ценности «толерантность» эмоции играют роль «опорной базы» [83]. Эмоциональные переживания, связанные с ценностью «толерантность» представляют собой «специфические ощущения приятного и неприятного» [38], обусловленные различными аспектами социокультурной реальности, отражающей проявления ценности «толерантность». Эмоциональные переживания обеспечивают эмоциональное восприятие социально значимой ценности «толерантность», «эмоциональную реакцию на нее» [122]. Непосредственная эмоциональная реакция вызывается «конкретно-чувственным рядом впечатлений» [60], обусловленным конкретным содержанием гуманитарных дисциплин. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки, адекватной ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия [131]. Эта особенность обуславливает специфику эмоциональных оценок (оценок-реакций), то есть «оценок, возникающих под воздействием определенных эмоций» [122], и определяющих эмоциональнооценочное отношение к действительности, в том числе к ценности «толерантность». «Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия» [38]. Эмоционально-оценочное отношение к социально значимой ценности «толерантность», рассматриваемое в данном контексте, связано с эмоциональной оценкой фактов, явлений действительности, применительно к себе и социуму в различном временном пространстве (объекты эмоционально-оценочного отношения). При этом, следует отметить, что эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ранее ситуациях [131]. Эмоционально-оценочное отношение к социально значимой ценности «толерантность» один из составляющих компонентов присвоения школьником ценности «толерантность». Среди большого разнообразия форм переживания эмоций, выделяемых различными авторами, эмоционально-оценочный |