Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 65]

регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.).
В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов.
Если предположить, что личностные ценности выступают специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах, то можно указать их психологические корни: они формируются и проявляются именно в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях.
Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития, или актуалгенеза смысловых образований личности
(Г.
Л.
Будинайте, Т.
В.
Корнилова).
Указанное понимание ценностей содержит в себе возможности: а) установления взаимосвязей понятия «личностные ценности» с уже известным предстоящим ему рядом понятий через углубление представлений об их
специфическом* качестве именно как осознаваемых образований, б) выявление закономерностей образования личностных ценностей, т.е.
прохождения ими разных уровней осознания, включая самосознание личности.
Личностные ценности опосредствуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли и до этого выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности и общения субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я
[24].
Итак, становление личностных ценностей связано с динамикой процессов осознания, включающих разные виды вербализации и смещение познавательноличностных усилий на собственную смысловую сферу.
Это становление включает как минимум две составляющие образование самих личностных смыслов и образование личностных ценностей.
Ценностный статус того, ради чего изучается какой-то элемент содержания образования, приобретается для самой личности в ходе его осознания и в значительной степени является результатом познавательных и личностных усилий в виде решений субъекта о личностных предпочтениях.
Эта активность находит свое выражение в процессах осмысления и взвешивании разных смысловых
[стр. 70]

70 плана личностных отношений расширила контекст реализации ценностных отношений, включив в него общение людей.
В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н.
Леонтьева, понятие ♦ субъективных ценностей в какой-то степени ассоциировалось с понятием значимости, предполагавшим связи индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой.
Разработка понятия личностного смысла не включила ценностные отношения в контексте понятий, описывающих смысловую регуляцию деятельности.
Это было оправданным в силу невозможности рядоположенного соотнесения их с другими личностными структурами.
Но переход от понятия субъективных ценностей к понятию личностных ценностей возможен на основе раскрытия их роли в саморегуляции субъекта, активно относящегося не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.
Субъективное принятие или * отвержение первоначально лишь переживаемых или лишь знаемых состояний или содержаний сознания могут не только сигнализировать о личностных смыслах субъекта, но и становиться для него специальной формой активности, предполагающей в динамике самосознания определенные этапы решений — личностных решений о допустимости и близости этих смыслов к собственному Я.
Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретациях так называемых моральных решений и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.).
В них * субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов.
Если предположить, что личностные ценности выступают специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах, то можно указать их психологические корни: они формируются и проявляются именно в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях.
Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития, или актуалгенеза смысловых образований личности.


[стр.,71]

71 Указанное понимание ценностей содержит в себе возможности: а) установления взаимосвязей понятия «личностные ценности» с уже известным предстоящим ему рядом понятий через углубление представлений об ихспецифическом качестве именно как осознаваемых образований, б) выявление закономерностей образования личностных ценностей, те.
прохождения ими разных уровней осознания, включая самосознание личности.
Личностные ценности опосредствуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли и до этого выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности и общения субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я
[30].
Итак, становление личностных ценностей связано с динамикой процессов * осознания, включающих разные виды вербализации и смещение познавательноличностных усилий на собственную смысловую сферу.
Это становление включает как минимум две составляющие образование самих личностных смыслов и образование личностных ценностей.
Ценностный статус того, ради чего изучается какой-то элемент содержания образования, приобретается для самой личности в ходе его осознания и в значительной степени является результатом познавательных и личностных усилий в виде решений субъекта о личностных предпочтениях.
Эта активность находит свое * выражение в процессах осмысления и взвешивании разных смысловых
содержаний и ценностном сопоставлении их близости к собственному Я.
В этом следует видеть и истоки понятия ответственности за личностные решения, поскольку в таком контексте решения о приемлемости для себя тех или иных мыслей, мнений и переживаний являются и «моральными» решениями.
Направленность на познание и осмысление приемлемости для себя тех или иных ценностных образований, видимо, качественно меняет и структуры личностно значимого, обеспечивая «совестливый» оттенок личностных переживаний.
Познание личностных смыслов принципиально отлично поэтому от вербально-логических процессов, если под последними

[Back]