Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 66]

содержаний и ценностном сопоставлении их близости к собственному Я.
В этом следует видеть и истоки понятия ответственности за личностные решения, поскольку в таком контексте решения о приемлемости для себя тех или иных мыслей, мнений и переживаний являются и «моральными» решениями.
Направленность на познание и осмысление приемлемости для себя тех или иных ценностных образований, видимо, качественно меняет и структуры личностно значимого, обеспечивая «совестливый» оттенок личностных переживаний.
Познание личностных смыслов принципиально отлично поэтому от вербальнологических процессов, если под последними
понимать достаточно отчужденные от собственного Я схемы мышления.
Это есть познание значимого в себе и для себя
[24].
В данном исследовании исходным являлось положение о том, что «личность не столько законченный продукт, сколько процесс»
[24, с.19].
Изменчивость, динамичность заложены и в природу смысловых структур и систем.
С позиции динамики смыслообразования смысловые структуры понимаются как превращенная форма жизненных отношений субъекта
[94].
Сама эта форма определяется структурами человеческой деятельности и сознания, в функционирование которых вторгаются практические жизненные отношения, принимая форму смысловых структур.
Любой структурный элемент личности тем самым включен одновременно, по меньшей мере, в два определяющих его движения: со стороны формы в непрерывное движение структур деятельности и сознания субъекта, в его практику, в которой место и функции любого элемента отнюдь не являются неизменными, а со стороны содержания в более медленное, но вместе с тем и более гибкое движение системы отношений субъекта с миром, более или менее резкие изменения которых в течение жизни человека отражаются в более или менее адекватных изменениях системы смыслов.
Динамичность личностных структур прямо вытекает из их функции сложной регуляции жизнедеятельности субъекта на фоне постоянно изменяющихся условий и ситуаций.

Поэтому непрерывное изменение, развитие личности затрагивающее ее
[стр. 71]

71 Указанное понимание ценностей содержит в себе возможности: а) установления взаимосвязей понятия «личностные ценности» с уже известным предстоящим ему рядом понятий через углубление представлений об их ♦ специфическом качестве именно как осознаваемых образований, б) выявление закономерностей образования личностных ценностей, те.
прохождения ими разных уровней осознания, включая самосознание личности.
Личностные ценности опосредствуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли и до этого выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности и общения субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я [30].
Итак, становление личностных ценностей связано с динамикой процессов * осознания, включающих разные виды вербализации и смещение познавательноличностных усилий на собственную смысловую сферу.
Это становление включает как минимум две составляющие образование самих личностных смыслов и образование личностных ценностей.
Ценностный статус того, ради чего изучается какой-то элемент содержания образования, приобретается для самой личности в ходе его осознания и в значительной степени является результатом познавательных и личностных усилий в виде решений субъекта о личностных предпочтениях.
Эта активность находит свое * выражение в процессах осмысления и взвешивании разных смысловых содержаний и ценностном сопоставлении их близости к собственному Я.
В этом следует видеть и истоки понятия ответственности за личностные решения, поскольку в таком контексте решения о приемлемости для себя тех или иных мыслей, мнений и переживаний являются и «моральными» решениями.
Направленность на познание и осмысление приемлемости для себя тех или иных ценностных образований, видимо, качественно меняет и структуры личностно значимого, обеспечивая «совестливый» оттенок личностных переживаний.
Познание личностных смыслов принципиально отлично поэтому от вербально-логических процессов, если под последними


[стр.,72]

72 понимать достаточно отчужденные от собственного Я схемы мышления.
Это есть познание значимого в себе и для себя
[30].
В данном исследовании исходным являлось положение о том, что «личность не столько законченный продукт, сколько процесс»
[30, с.
19].
Изменчивость, динамичность заложены и в природу смысловых структур и систем.
С позиции динамики смыслообразования смысловые структуры понимаются как превращенная форма жизненных отношений субъекта
[105].
Сама эта форма определяется структурами человеческой деятельности и сознания, в функционирование которых вторгаются практические жизненные отношения, принимая форму смысловых структур.
Любой структурный элемент личности тем самым включен одновременно, по меньшей мере, в два определяющих его движения: со стороны формы в непрерывное движение структур деятельности и сознания субъекта, в его практику, в которой место и функции любого элемента отнюдь не являются неизменными, а со стороны содержания в более медленное, но вместе с тем и более гибкое движение системы отношений субъекта с миром, более или менее резкие изменения которых в течение жизни человека отражаются в более или менее адекватных изменениях системы смыслов.
Динамичность личностных структур прямо вытекает из их функции сложной регуляции жизнедеятельности субъекта на фоне постоянно изменяющихся условий и ситуаций.

Аз Поэтому непрерывное изменение, развитие личности затрагивающее ее в тех или иных частностях или целиком, плавное или скачкообразное является способом ее существования [212].
В литературе предлагается различать «большую» и «малую» динамику смысловых образований.
«Под «большой» динамикой развития смысловых образований понимаются процессы рождения и изменения смысловых образований личности в ходе жизни человека, в ходе смены различных видов деятельности» (К.
Хорни).
«Под «малой» динамикой развития смысловых образований понимаются процессы порождения и трансформации смысловых образований в ходе движения той или иной особенной деятельности» [105, с.14].
В данном исследовании мы

[Back]