Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 69]

достаточного для того, чтобы она могла самостоятельно инициировать деятельность, становясь тем самым мотивом.
Таким образом, здесь мы имеем дело с трансформацией и самих смысловых структур их ростом, развитием и переходом в новое качество, питаемым процессами смыслообразования (Д.А.
Леонтьев).
Вторая разновидность динамики смысловых процессов (смыслоосознание) порождается направленной на них работой осознания.
Необходимо различать два принципиально различных процесса: осознание смысловых структур и осознание смысловых связей.
В первом случае речь идет о работе интроспекции (самоанализа), результатом
которой является констатация субъектом присутствия в структуре регуляции жизнедеятельности определенных смысловых структур мотивов, диспозиций и др., оказывающих на его жизнь более или менее существенное влияние.
Такое осознание может происходить при использовании специальных приемов психологического воздействия.
Осознание, наличия соответствующих внутренних регуляторов открывает перед субъектом потенциальные возможности для сознательной перестройки своего отношения к ценности
«культурные традиции».
Дальнейшее осуществление такой перестройки и трансформация соответствующих смысловых структур (или неспособность ее осуществления) прямо не вытекает из факта осознания смысловых структур, которое само по себе не приводит к их изменению.
Совсем иначе предстает процесс осознания смысловых связей.
Это
наплавленная не столько на себя, сколько на мир рефлексивная работа сознания, заключающаяся в решении особой задачи.
«Сознание строится, формируется, писал А.Н.
Леонтьев, в результате решения 2-х задач: 1.
Задачи познания реальности (что сие есть?); 2.
Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?)» В наиболее общем виде задача на смысл есть задача определения места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта.
Она может ставиться по отношению к собственному действию (ради чего я это сделал или делаю или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят* какие потребности или ценности находят реализацию в
[стр. 74]

74 окрашивание в сознании личностным смыслом различных фрагментов образа мира, которые выступают как цели либо условия осуществления деятельности (Д.А.
Леонтьев).
Смыслообразование же в традиционном его понимании (от мотива к цели и условиям деятельности) предстает лишь как частный случай, локальное звено смыслообразования в широком смысле слова.
Более того, даже в локальном звене обнаруживаются варианты: источником ситуативных смыслов в текущей деятельности могут выступать не только мотивы, но и другие смысловые структуры смысловые диспозиции (проявляющиеся в эффектах консервации устойчивого смыслового отношения) и смысловые конструкты (проявляющиеся в эффектах приписывания жизненного смысла объекту или явлению, выступающему носителем значимых качеств).
Смыслообразование характеризуется тем, что в нем не происходит содержательной трансформации смыслов.
Исходное смысловое содержание меняет лишь форму своего проявления в учебной деятельности субъекта.
При смыслообразовании, таким образом, происходит лишь расширение сети смысловых связей за счет подключения к ней новых и новых изучаемых элементов.
Результатом смыслообразования нередко становится то, что смысловая структура, приобретая устойчивость, «перерастает» свое исходное место в деятельности и начинает выступать уже в ином качестве.
Примером является хорошо известный феномен «сдвига мотива на цель» (А.Н.
Леонтьев), предпосылкой которого является приобретение целью смыслового содержания, достаточного для того, чтобы она могла самостоятельно инициировать деятельность, становясь тем самым мотивом.
Таким образом, здесь мы имеем дело с трансформацией и самих смысловых структур —их ростом, развитием и переходом в новое качество, питаемым процессами смыслообразования (Д.А.
Леонтьев).
Вторая разновидность динамики смысловых процессов (смыслоосознание) порождается направленной на них работой осознания.
Необходимо различать два принципиально различных процесса: осознание смысловых структур и осознание смысловых связей.
В первом случае речь идет о работе интроспекции (самоанализа), результатом


[стр.,75]

75 которой является констатация субъектом присутствия в структуре регуляции жизнедеятельности определенных смысловых структур мотивов, диспозиций и др., оказывающих на его жизнь более или менее существенное влияние.
Такое осознание может происходить при использовании специальных приемов психологического воздействия.
Осознание наличия соответствующих внутренних регуляторов открывает перед субъектом потенциальные возможности для сознательной перестройки своего отношения к ценности
«толерантность».
Дальнейшее осуществление такой перестройки и трансформация соответствующих смысловых структур (или неспособность ее осуществления) прямо не вытекает из факта осознания смысловых структур, которое само по себе не приводит к их изменению.
Совсем иначе предстает процесс осознания смысловых связей.
Это
направленная не столько на себя, сколько на мир рефлексивная работа сознания, заключающаяся в решении особой задачи.
«Сознание строится, формируется, писал А.Н.
Леонтьев, в результате решения 2-х задач: 1.
Задачи познания реальности (что сие есть?); 2.
Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?)» В наиболее общем виде задача на смысл есть задача определения места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта.
Она может ставиться по отношению к собственному действию (ради чего я это сделал или делаю или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в
этом действии и к каким следствиям оно приведет), а также по отношению к объектам, явлениям, событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, какие будут иметь последствия).
«Осознавать явления и события — значит мысленно включать их в связи объективного мира, видеть, воспринимать их в этой связи» (С.Л.
Рубинштейн).
В свою очередь осознавать смысл явлений и событий —значит, включать их в систему смысловых связей жизненного мира субъекта, видеть их уникальное, исключительное и вместе с тем объективное место в собственной жизнедеятельности.

[Back]