Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 70]

этом действии и к каким следствиям оно приведет), а также по отнршению к объектам, явлениям, событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, какие будут иметь последствия).
«Осознавать явления и события — значит мысленно включать их в связи объективного мира, видеть, воспринимать их в этой связи» (С.Л.
Рубинштейн).
В свою очередь осознавать смысл явлений и событий значит, включать их в систему смысловых связей жизненного мира субъекта, видеть их уникальное, исключительное и вместе с тем объективное место в собственной жизнедеятельности.

Смыслообразование по определению порождается самим движением предметности; осознание смыслов осуществляется благодаря направленной рефлексии субъектом своих отношений с миром.
И смыслообразование, и осознание смыслов суть процессы развития смысловой структуры
тичности, однако они могут обеспечивать это развитие лишь до тех пор, пока противоречия, возникающие в объективной системе отношений субъекта с миром, не потребуют осуществления более или менее радикальной смысловой перестройки личности.
Смыслообразование и смыслоосознание, создавая предпосылки для подобной перестройки, не в состоянии ее реализовать, поскольку речь идет о необходимости преобразования не структур деятельности или психического отражения, а глубинных личностных структур.
Подобные перестройки реализуются особого рода процессами, носящими принципиально неосознаваемый характер, процессами смыслостроительства
[94].
Эти процессы опосредованны «особым движением сознания», его «особой внутренней деятельностью» по соизмерению, соподчинению и упорядочиванию отношений субъекта с миром, в том числе путем творческой перестройки прежних связей
[28,93, 175].
На основе описанных выше психологических процессов, определивших последовательность этапов конструируемого процесса, выявленных уровней проявления
ценностного отношения к культурным традициям (1.2), определивших число этапов моделируемого процесса, а также особенностей ценностного
[стр. 75]

75 которой является констатация субъектом присутствия в структуре регуляции жизнедеятельности определенных смысловых структур мотивов, диспозиций и др., оказывающих на его жизнь более или менее существенное влияние.
Такое осознание может происходить при использовании специальных приемов психологического воздействия.
Осознание наличия соответствующих внутренних регуляторов открывает перед субъектом потенциальные возможности для сознательной перестройки своего отношения к ценности «толерантность».
Дальнейшее осуществление такой перестройки и трансформация соответствующих смысловых структур (или неспособность ее осуществления) прямо не вытекает из факта осознания смысловых структур, которое само по себе не приводит к их изменению.
Совсем иначе предстает процесс осознания смысловых связей.
Это направленная не столько на себя, сколько на мир рефлексивная работа сознания, заключающаяся в решении особой задачи.
«Сознание строится, формируется, писал А.Н.
Леонтьев, в результате решения 2-х задач: 1.
Задачи познания реальности (что сие есть?); 2.
Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?)» В наиболее общем виде задача на смысл есть задача определения места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта.
Она может ставиться по отношению к собственному действию (ради чего я это сделал или делаю или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в этом действии и к каким следствиям оно приведет), а также по отношению к объектам, явлениям, событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, какие будут иметь последствия).
«Осознавать явления и события — значит мысленно включать их в связи объективного мира, видеть, воспринимать их в этой связи» (С.Л.
Рубинштейн).
В свою очередь осознавать смысл явлений и событий —значит, включать их в систему смысловых связей жизненного мира субъекта, видеть их уникальное, исключительное и вместе с тем объективное место в собственной жизнедеятельности.


[стр.,76]

76 Смыслообразование по определению порождается самим движением предметности; осознание смыслов осуществляется благодаря направленной рефлексии субъектом своих отношений с миром.
И смыслообразование, и осознание смыслов суть процессы развития смысловой структуры
личности, однако они могут обеспечивать это развитие лишь до тех пор, пока противоречия, возникающие в объективной системе отношений субъекта с миром, не потребуют осуществления более или менее радикальной смысловой перестройки личности.
Смыслообразование и смыслоосознание, создавая предпосылки для подобной перестройки, не в состоянии ее реализовать, поскольку речь идет о необходимости преобразования не структур деятельности или психического отражения, а глубинных личностных структур.
Подобные перестройки реализуются особого рода процессами, носящими принципиально неосознаваемый характер, процессами смыслостроительства
[105].
Эти процессы опосредованны «особым движением сознания», его «особой внутренней деятельностью» по соизмерению, соподчинению и упорядочиванию отношений субъекта с миром, в том числе путем творческой перестройки прежних связей
[36, 104, 188].
Таким образом, на основе описанных выше психологических процессов, определивших последовательность этапов конструируемого процесса, выявленных уровней проявления отношения к толерантности как социально значимой ценности (1.2), определивших число этапов моделируемого процесса (учитываются положительные уровни), а также особенностей ценностного потенциала гуманитарных дисциплин, нами была определена следующая этапность процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности: 1) ценностно-ориентировочный (предварительный) этап; 2) смыслопоисковый этап; 3) эвристический этап; 4) рефлексивно-прогностический этап.
Ценностно-ориентировочный (предварительный) этап формирующего эксперимента был направлен на формирование у старшеклассников отношения к

[стр.,95]

95 личностное образование старшеклассника на разных уровнях проявления.
Основой для выделения уровней проявления у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности послужило методологическое положение о движении системы, которая в своем развитии проходит ряд этапов от зарождения отдельных этапов, их группировки, через объединение всех элементов к целостности, когда активизируются силы самодвижения (B.C.
Ильин).
3.
На основе психологических процессов (смыслообразование, смыслоосознание, смыслостроительство), определивших последовательность этапов конструируемого процесса, выявленных уровней проявления отношения к толерантности как социально значимой ценности, определивших число этапов моделируемого процесса (учитываются положительные уровни), а также особенностей ценностного потенциала гуманитарных дисциплин, нами была определена следующая этапность процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности: ценностноориентировочный (предварительный), смыслопоисковый, эвристический, рефлексивно-прогностический этапы.
Каждый из этапов процесса предполагает достижение определенного уровня сформированное™ отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Ценностно-ориентаровочный этап ориентирован на формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности на начальном уровне сформированное™.
Смыслопоисковый этап направлен на достажение низкогого уровня сформированное™ у школьников отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Эвристический этап на достижение учащимися среднего уровня сформированное™ отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Рефлексивно-пргностический этап ориентарован на достажение высокого уровня сформированное™ отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Ведущими средствами формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности являются личностно значимые педагогические ситуации, стимулирующие активность личности по присвоению

[Back]