Выводы первой главы В ходе теоретического анализа проблемы формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям были сделаны следующие выводы: 1. Культурные традиции рассматриваются нами как универсальная ценность цивилизации передающие устойчивые, общепризнанные наиболее важные идеи для человека любой эпохи (В.А.Кутырев). Они представляют собой устойчивые, общепризнанные, социально значимые, транслируемые из поколения в поколение императивы культурных ~образцов (идеалов) поведения, ценностей культуры позволяющие личности самоопределится, осознать себя как представителя российского общества и человечества. Культурные традиции представлены на примере следующих идей: ценность Земли и труда; ценность семьи. К числу важнейших функций ценности «культурные традиции» относятся: обеспечение существования, развития и взаимного обогащения различных людей, сообществ, общества в целом. 2.Ценностное отношение к культурным традициям представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «культурные традиции», включающее в себя знание о ценности «культурные традиции», эмоциональнооценочное отношение к нему, осознание культурных традиций как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения. Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового, деятельностного компонентов ценностного отношения к культурным традициям обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции», и спецификой присвоения ценности «культурные традиции» старшеклассником. Компонентный состав ценностного отношения к культурным традициям определил выбор критериев, которые позволяют проследить данное личностное |
преобразований в педагогической науке и практике (на основе личностно ориентированного образования)» (Волгоград, январь 2000 года); межвузовской научно-практической конференции, посвященной 55-летию Победы (Волгоград, 26 апреля 2000 года); всероссийской научной конференции «Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии» (Волгоград, 30-31 мая 2000 года); на Международной конференции «Новые методы в преподавании истории в современных школах РФ» (Волгоград, 19-21 июня 2000 года); V региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 21-24 ноября 2000 года); Российско-американской конференции «Гражданское образование: состояние и перспективы регионального развития» (Волгоград, 13-15 декабря 2000 года); всероссийской научно-практической конференции «Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне» (Волгоград, 20-21 марта 2001 года); третьей межвузовской научно-практической конференции «Философия жизни волжан» (Волжский, апрель 2001 года); VI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2001 года). Внедрение результатов исследования проходило в 10-11 классах СШ № 28, 35 г.Волжского Волгоградской области, гимназии № 1, СШ № 81 г. Волгограда. Положения выносимые на защиту: 1. Отношение к толерантности как социально значимой ценности представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «толерантность», включающее в себя знание о социально значимой ценности «толерантность», эмоционально оценочное отношение к нему, осознание толерантности как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения. 2. Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов отношения к толерантности как социально значимой ценности обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление социально значимой ценности 94 Выводы первой главы. В ходе теоретического анализа проблемы формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности были сделаны следующие выводы: 1. Толерантность рассматривается нами как социально значимая ценность, проявляющаяся в межсубъектных отношениях и являющаяся следствием существования в мире неодинаковых субъектов; представлена следующими компонентами: терпимость (неприменение насилия по отношению к Другому), понимание Другого на основе общечеловеческих ценностей и признание за ним права на существование; критический (осмысленный) диалог. К числу важнейших функций ценности «толерантность» относятся: обеспечение существования, развития и взаимного обогащения различных людей, сообществ, общества в целом. Границы допустимости толерантности определяются нормами цивилизованного общежития, основой которых, по самому широкому критерию, является добро как отсутствие зла. 2. Отношение к толерантности как социально значимой ценности представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «толерантность», включающее в себя знание о социально значимой ценности «толерантность», эмоционально-оценочное отношение к нему, осознание толерантности как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения. Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового, деятельностного компонентов отношение к толерантности как социально значимой ценности обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление социально значимой ценности «толерантность», и спецификой присвоения ценности «толерантность» старшеклассником. Компонентный состав отношения к толерантности как социально значимой ценности определил выбор критериев, которые позволяют проследить данное 168 Заключение. В заключении проследим, каким образом происходило решение основных задач исследования. Первой задачей являлось выявление сущностных характеристик отношения к толерантности как социально значимой ценности. Отношение к толерантности как социально значимой ценности представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «толерантность», включающее в себя знание о социально значимой ценности «толерантность», эмоционально-оценочное отношение к нему, осознание толерантности как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения. Содержание когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов отношения к толерантности как социально значимой ценности обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление социально значимой ценности «толерантность» и спецификой присвоения ценности «толерантность» в старшем школьном возрасте. Когнитивный компонент включает в себя знания о социально значимой ценности «толерантность». Эмоционально-оценочный компонент отражает эмоциональную оценку знаний о ценности «толерантность». Личностно-смысловой компонент предоставляет возможность проследить поиск, осознание и принятие школьником личностного смысла социально значимой ценности «толерантность». Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия с позиции отношения к толерантности как социально значимой ценности. Вторая задача исследования заключалась в определении критериев и уровней сформированное™ у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности. Критериальные основания исследуемого личностного образования обусловлены содержанием когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов. |