образование старшеклассника на разных уровнях проявления. Специфика уровневых характеристик, ценностного отношения к культурным традициям находится в зависимости от специфики уровневых проявлений показателей данных А. компонентов. В результате исследования были выявлены низкий, средний, высокий уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям. 3. На основе психологических процессов (смыслообразование, смыслоосознание, смыслостроительство), определивших последовательность этапов конструируемого процесса, выявленных уровней проявления ценностного отношения к культурным традициям, определивших число этапов моделируемого процесса, а также особенностей ценностного потенциала гуманитарных дисциплин, нами была определена следующая этапность процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям: ориентационный, эвристический, рефлексивно-прогностический этапы. Каждый из этапов процесса предполагает достижение определенного уровня сформированности ценностного отношения к культурным традициям. Ориентационный этап ориентирован на формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям на низком уровне сформированности. Эвристический этап на достижение учащимися "среднего уровня сформированности ценностного отношения к культурным традициям. Рефлексивно-прогностический этап ориентирован на достижение высокого уровня сформированности ценностного отношения к культурным традициям. На каждом из этапов приоритетным педагогическим средством формирования у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям выступают проблемные ценностно значимые педагогические ситуации. Формой реализации проблемной ценностно —значимой педагогической ситуации является система дидактических средств состоящая из аспектных ценностных проблем" первого, второго и третьего уровня сложности, аспектных ценностно смысловых задач трех типов, а также взаимодействие субъектов учебного процесса. |
76 Смыслообразование по определению порождается самим движением предметности; осознание смыслов осуществляется благодаря направленной рефлексии субъектом своих отношений с миром. И смыслообразование, и осознание смыслов суть процессы развития смысловой структуры личности, однако они могут обеспечивать это развитие лишь до тех пор, пока противоречия, возникающие в объективной системе отношений субъекта с миром, не потребуют осуществления более или менее радикальной смысловой перестройки личности. Смыслообразование и смыслоосознание, создавая предпосылки для подобной перестройки, не в состоянии ее реализовать, поскольку речь идет о необходимости преобразования не структур деятельности или психического отражения, а глубинных личностных структур. Подобные перестройки реализуются особого рода процессами, носящими принципиально неосознаваемый характер, процессами смыслостроительства [105]. Эти процессы опосредованны «особым движением сознания», его «особой внутренней деятельностью» по соизмерению, соподчинению и упорядочиванию отношений субъекта с миром, в том числе путем творческой перестройки прежних связей [36, 104, 188]. Таким образом, на основе описанных выше психологических процессов, определивших последовательность этапов конструируемого процесса, выявленных уровней проявления отношения к толерантности как социально значимой ценности (1.2), определивших число этапов моделируемого процесса (учитываются положительные уровни), а также особенностей ценностного потенциала гуманитарных дисциплин, нами была определена следующая этапность процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности: 1) ценностно-ориентировочный (предварительный) этап; 2) смыслопоисковый этап; 3) эвристический этап; 4) рефлексивно-прогностический этап. Ценностно-ориентировочный (предварительный) этап формирующего эксперимента был направлен на формирование у старшеклассников отношения к 95 личностное образование старшеклассника на разных уровнях проявления. Основой для выделения уровней проявления у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности послужило методологическое положение о движении системы, которая в своем развитии проходит ряд этапов от зарождения отдельных этапов, их группировки, через объединение всех элементов к целостности, когда активизируются силы самодвижения (B.C. Ильин). 3. На основе психологических процессов (смыслообразование, смыслоосознание, смыслостроительство), определивших последовательность этапов конструируемого процесса, выявленных уровней проявления отношения к толерантности как социально значимой ценности, определивших число этапов моделируемого процесса (учитываются положительные уровни), а также особенностей ценностного потенциала гуманитарных дисциплин, нами была определена следующая этапность процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности: ценностноориентировочный (предварительный), смыслопоисковый, эвристический, рефлексивно-прогностический этапы. Каждый из этапов процесса предполагает достижение определенного уровня сформированное™ отношения к толерантности как социально значимой ценности. Ценностно-ориентаровочный этап ориентирован на формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности на начальном уровне сформированное™. Смыслопоисковый этап направлен на достажение низкогого уровня сформированное™ у школьников отношения к толерантности как социально значимой ценности. Эвристический этап на достижение учащимися среднего уровня сформированное™ отношения к толерантности как социально значимой ценности. Рефлексивно-пргностический этап ориентарован на достажение высокого уровня сформированное™ отношения к толерантности как социально значимой ценности. Ведущими средствами формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности являются личностно значимые педагогические ситуации, стимулирующие активность личности по присвоению |