Проверяемый текст
Крутова, Ирина Владимировна; Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2002)
[стр. 95]

ею окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников
ценностного отношения к культурным-традициям.
При этом следует отметить, что наряду с общеобразовательными учебными курсами сегодня во многих средних учебных заведениях практикуется изучение дополнительных гуманитарных курсов — истории мировой культуры, истории религии, истории искусств, политологии, философии и др.
Содержание этих учебных курсов может также быть использовано при формировании у старшеклассников
ценностного отношения к культурным традициям.
Изменения содержания учебных курсов истории предопределило их большую эмоциональность, личностную значимость, обусловленную яркостью, неоднозначностью, часто неожиданностью, актуальностью излагаемых событий, явлений, идей, ощущением сопричастности.
Новые учебные программы и учебники по истории создаются, как правило, на основе
цивилизационного подхода в сочетании с формационным.
Это позволяет дать ученикам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих сферах жизни человеческого общества в целом и каждого человека в конкретные исторические периоды.
В контексте нового можно выделить обращение к ценностным, ментальным, философским, бытовым аспектам общественной жизни; деятельности отдельных «невыдающихся» исторических
личностей, гендерной истории.
В результате перед учениками открывается неисчерпаемый мир материальной и духовной культуры, появляется возможность увидеть универсальность и уникальность пройденного каждым человеком и человеческим сообществом пути, возможность через них увидеть себя, воспользоваться их опытом.

Поэтому изменения в современном историческом образовании обеспечивают благоприятные предпосылки для формирования у школьников ценностного отношения к культурным традициям.
Учебные курсы по истории для Х-Х1 классов представлены цель'ли рядом федеральных учебных пособий по отечественной [23, 46, 49, 65,90, 127, 129, 130, 159] и по всеобщей истории [202,171].
[стр. 100]

100 общественных наук в школе и переходом к плюрализму идеологий, что определено Всеобщей Декларацией прав человека, Конституцией РФ.
Для данного исследования особое значение имеют образовательные гуманитарные курсы второго образовательного концентра: «История России», «История мировой цивилизации», «Обществознание».
Эти учебные курсы оптимально дополняют друг друга.
Их назначение в том, чтобы содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, познанию ею окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников
отношения к толерантности как социально значимой ценности.
При этом следует отметить, что наряду с общеобразовательными учебными курсами сегодня во многих средних учебных заведениях практикуется изучение дополнительных гуманитарных курсов истории мировой культуры, истории религии, истории искусств, политологии, философии и др.
Содержание этих учебных курсов может также быть использовано при формировании у старшеклассников
отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Изменения в современном историческом образовании обеспечивают благоприятные предпосылки для формирования у школьников
отношения к толерантности как социально значимой ценности.
Изменения содержания учебных курсов истории предопределило их большую эмоциональность, личностную значимость, обусловленную яркостью, неоднозначностью, часто неожиданностью, актуальностью излагаемых событий, явлений, идей, ощущением сопричастности.
Новые учебные программы и учебники по истории создаются, как правило, на основе
культурологического или цивилизационного подхода в сочетании с формационным.
Это позволяет дать ученикам всесторонние и достаточно объективные сведения о многих сферах жизни человеческого общества в целом и каждого человека в конкретные исторические периоды.
В контексте нового можно выделить обращение к ценностным, ментальным, философским, бытовым аспектам общественной жизни; деятельности отдельных «невыдающихся» исторических


[стр.,101]

101 личностей, гендерной истории.
В результате перед учениками открывается неисчерпаемый мир материальной и духовной культуры, появляется возможность увидеть универсальность и уникальность пройденного каждым человеком и человеческим сообществом пути, возможность через них увидеть себя, воспользоваться их опытом.

Курсам истории отводится важная роль в реализации идеи ненасилия.
Авторы учебников истории «нового поколения» [80] все последовательнее и прямолинейнее разъясняют школьникам преимущества эволюционного ненасильственного пути развития общества.
Лейтмотивом тем, касающихся войн является мысль об их разрушительных последствиях, кровопролитии, массовой гибели безвинных людей.
С подобных же позиций предлагается оценивать тоталитарные режимы, революции, народные выступления, деятельность так называемых «народных героев» (С.
Разин, Е.
Пугачев).
Авторы пытаются найти «упущенный компромисс», который бы смог предотвратить трагические события.
Нашедшими отражение в учебных программах и учебниках по истории являются картины взаимодействия народов одного региона с соседними в сфере торговли, семейных связей, обмена культурными достижениями, миграций и т.п.
Они предоставляют возможность для осмысления ценности толерантности как условия межкультурного диалога, обеспечивающее сосуществование, взаиморазвитие и общественный прогресс.
Учебные курсы по истории для 10-11 классов представлены целым рядом федеральных учебных пособий по отечественной [29, 58, 61, 79.
99, 139, 141, 142, 169] и по всеобщей истории [215, 183] Первые из них предлагают учащимся ориентир относительно народа России, его роли и места в едином мировом развитии, его взаимоотношений с другими народами и странами.
Особое внимание в контексте исследуемой проблемы уделяется также особенностям взаимоотношений отдельных социальных, этнических, конфессиональных, политических общностей в истории России, а также взаимоотношениям в системе власть, человек, общество.
При этом каждое из

[Back]