172 владать с собой. Надо принять, как общее правило, что чем раньше мы вмешаемся в дело, тем лучше» (94). Хорошо известно, что в эмоциональных ситуациях не всегда; достаточно четко удается отметить переход от самоконтролирования к самовоздействию на эмоциональную сферу в силу довольно слитного протекания этих процессов, быстроты их следования друг за другом. У людей с цельным характером самоконтроль происходит быстро и поэтому он почти незаметен, а у людей колеблющихся, нерешительных самоконтроль продолжителен (Полан, 1896). О. А. Черникова приходит к выводу, что «большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными процессами... Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле» (1980). Трудность в развитии приемов сознательного овладения своими эмоциями автор видит в непреднамеренности их возникновения, непосредственном характере переживаний, инертности и стойкости, сложности их осознания. И все же из существующих трудностей вовсе не должен следовать вывод о том, что эмоции вообще недоступны сознательному саморегулированию, а значит, и невозможен самоконтроль за их протеканием. Среди величайших исторических лиц нередко встречались люди, которые обладали горячим, вспыльчивым нравом, на вместе с тем они умели с твердой решительностью держать свою «движущую силу» в строгом подчинении дисциплине (Смайльс, 1895). Конечно же, совсем не обязателен статус «исторического лица», чтобы представлять собой пример хорошего самообладания. Уже в глубокой древности можно найти примеры серьезного и настойчивого интереса к созданию специальных приемов и упражнений, которые были бы доступны: обыкновенному человеку и помогали бы ему развить навыки владения собой, своими эмоциями и чувствами. Более подробно поговорим на эту тему в следующей главе, когда речь пойдет о |
эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло. Воздействия на собственные эмоции могут носить и упреждающий (в некотором смысле профилактический) характер, т. е. еще до появления явных признаков нарушения эмоционального равновесия, но предвидя вполне реальную возможность такого события (ситуации опасности, риска, повышенной ответственности и др.), человек с помощью специальных приемов самовоздействия (самоубеждения, самоприказа и т.д.) стремится предотвратить его наступление. Можно выделить особый тип людей, которые «часто проявляют предусмотрительность, благоразумие, недоверие, потому что они должны постоянно контролировать самих себя. Всякое стремление, раньше чем оно переходит в действие, задерживается, подвергается контролю, изучается в связи со всеми другими стремлениями, которые могут ему содействовать или мешать» (Полан, 1896). Таким образом, мы хотим подчеркнуть, что практическая реализация самообладания как свойства личности осуществляется по гомеостатическому принципу. В сущности, такая же трактовка этого свойства встречается и у других авторов. Например, П. Леви считает, что «мы должны постоянно и внимательно следить за нашими чувствами, волнениями, страстями, как бы законны они ни казались, и стараться сдерживать их, когда они становятся слишком интенсивны... Наступает минута, когда мы чувствуем, что зашли слишком далеко и не в состоянии совладать с собой. Надо принять, как общее правило, что чем раньше мы вмешаемся в дело, тем лучше» (94). Хорошо известно, что в эмоциональных ситуациях не всегда; достаточно четко удается отметить переход от самоконтролирования к самовоздействию на эмоциональную сферу в силу довольно слитного протекания этих процессов, быстроты их следования друг за другом. У людей с цельным харакгером самоконтроль происходит быстро и поэтому он почти незаметен, а у людей колеблющихся, нерешительных самоконтроль продолжителен 141 (Полан, 1896). О. А. Черникова приходит к выводу, что «большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными процессами... Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле» (1980). Трудность в развитии приемов сознательного овладения своими эмоциями автор видит в непреднамеренности их возникновения, непосредственном характере переживаний, инертности и стойкости, сложности их осознания. И все же из существующих трудностей вовсе не должен следовать вывод о том, что эмоции вообще недоступны сознательному саморегулированию, а значит, и невозможен самоконтроль за их протеканием. Среди величайших исторических лиц нередко встречались люди, которые обладали горячим, вспыльчивым нравом, на вместе с тем они умели с твердой решительностью держать свою «движущую силу» в строгом подчинении дисциплине (Смайльс, 1895). Конечно же, совсем не обязателен статус «исторического лица», чтобы представлять собой пример хорошего самообладания. Уже в глубокой древности можно найти примеры серьезного и настойчивого интереса к созданию специальных приемов и упражнений, которые были бы доступны: обыкновенному человеку и помогали бы ему развить навыки владения собой, своими эмоциями и чувствами. Более подробно поговорим на эту тему в следующей главе, когда речь пойдет о проблеме психического здоровья. Раскрывая черты характера, важные с точки зрения устойчивости профессиональной деятельности, мы вскользь затронули и роль нравственной сферы человека. Ее значение стремительно усиливается в современном мире профессий и признается все большим числом специалистов. Однако, к сожалению, о целенаправленной исследовательской программе в этом плане говорить пока не приходится. 142 |