Проверяемый текст
Грачев, Георгий Васильевич. Информационно-психологическая безопасность личности : Теория и технология психологической защиты (Диссертация 2000)
[стр. 59]

58 Отметим этот момент, весьма важный для понимания истоков возникновения психической напряженности человека в условиях кардинальных общественных изменений.
С другой стороны, оно держало его в оковах.
Однако эти оковы, отмечает он, имели совсем другой характер, какой стал присущ авторитаризму и угнетению в последующие века.
По субъективному переживанию, ощущение этих "оков" в период феодализма не несло таких остро переживаемых отрицательных эмоциональных состояний человеку, как в последующем.
Это принуждение воспринималось как естественный ход событий, как устойчивый
сложившийся уклад жизни, практически не имеющий альтернатив общественного устройства.
В связи с крупномасштабным и массированным идеологическим воздействием на людей, подобное явление имело место и в советский исторический период в нашем обществе, которому были присущи, особенно в последнее время, неизменность и статичность, наличие отлаженных, тормозящих социальное развитие структур.
Консерватизм и инерционность настолько стали доминирующими, что даже необходимые для поддержания и воспроизводства существовавших общественных отношений стабилизирующие социальные меры, которые предлагались отдельными лидерами, пережевывались, перемалывались и выхолащивались существовавшей системой, оставляя от них лозунги и внешние ярлыки типа "развитого социализма", "экономика должна быть экономной", "социализм с человеческим лицом" и т.п.

Рассматривая эпоху Возрождения и отмечая ее прогрессивный
характер, Э.Фромм вместе с тем, показывает насколько проник в нее манипулятивный подход к взаимодействию между людьми.
Насколько глубоко он поразил и высший класс и тем более низы общества.
Обратим внимание и на этот вывод.
Т.е.
на то, что сам переход к эпохе Возрождения и ее расцвет были связаны как с потерей "средневековых оков", так и с переходом к новым
[стр. 81]

82 им результаты вполне могут быть использованы как отправные моменты для понимания человеком психологической сущности тех социальных воздействий, которые обрушились на него в современной России, а также определения основных направлений формирования психологической защиты.
В проведенном сравнительном анализе Эрих Фромм показал, что средневековое общество, с одной стороны, было жестко структурировано и ограничивало свободу человека как личности, но психологически давало ему ощущение уверенности.
Отметим этот момент, весьма важный для понимания истоков возникновения психической напряженности человека в условиях кардинальных общественных изменений.
С другой стороны, оно держало его в оковах.
Однако эти оковы, отмечает он, имели совсем другой характер, какой стал присущ авторитаризму и угнетению в последующие века.
По субъективному переживанию, ощущение этих "оков" в период феодализма не несло таких остро переживаемых отрицательных эмоциональных состояний человеку, как в последующем.
Это принуждение воспринималось как естественный ход событий, как устойчивый
сложив-I шийся уклад жизни, практически не имеющий альтернатив общественного устройства.
В связи с крупномасштабным и массированным идеологическим воздействием на людей, подобное явление имело место и в советский исторический период в нашем обществе, которому были присущи, особенно в последнее время, неизменность и статичность, наличие отлаженных, тормозящих социальное развитие структур.
Консерватизм и инерционность настолько стали доминирующими, что даже необходимые для поддержания и воспроизводства существовавших общественных отношений стабилизирующие социальные меры, которые предлагались отдельными лидерами, пережевывались, перемалывались и выхолащивались существовавшей системой, оставляя от них лозунги и внешние ярлыки типа "развитого социализма", "экономика должна быть экономной", "социализм с человеческим лицом" и т.п.


[стр.,82]

83 Рассматривая эпоху Возрождения и отмечая ее прогрессивный хапоказывает пулятивный подход к взаимодействию между людьми.
Насколько глубоко он поразил и высший класс и тем более низы общества.
Обратим внимание и на этот вывод.
Т.е.
на то, что сам переход к эпохе Возрождения и ее расцвет были связаны как с потерей "средневековых оков", так и с переходом к новым
формам воздействия на людей психологическим манипуляциям.
"Возрождение, пишет он, было культурой богатого и сильного класса, который оказался на гребне волны, поднятой штормом новых экономических сил.
Простой народ, которому не досталось ни нового богатства, ни новой власти, превратился в безликую массу, потерявшую уверенность своего прежнего положения; этой массе льстили или угрожали, но власть имущие всегда манипулировали ею и эксплуатировали ее (выд.Г.Г.).
Возрождение было культурой не мелких торговцев или ремесленников, а богатых аристократов и бюргеров.
Их экономическая деятельность, их богатство давали им чувство свободы и сознание индивидуальности.
Но и они тоже понесли потерю: они потеряли ту уверенность и чувство принадлежности, которые обеспечивала им средневековая социальная структура.
Они стали более свободны, но и более одиноки.
Они пользовались своей властью и богатством, чтобы выжать из жизни все радости до последнеи капли; но при этом им приходилось применять все средства, от психологических манипуляций до физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов внутри собственного класса (выд.Г.Г.).
Все человеческие отношения были отравлены этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатства.
Солидарность с собратьями, или по крайней мере с членами своего класса, сменилась циничным обособлением; другие люди рассматривались как "объекты " использования и манипуляций, либо безжалостно уничтожались, если это способствовало достижению собственных целей (выд.Г.Г.).
Индивид был охвачен страстным эгоцентризмом, ненасытной жаждой богатства и власти.
В результате было отравлено и отношение преуспевающего индивида к своей собр

[Back]