Проверяемый текст
Грачев, Георгий Васильевич. Информационно-психологическая безопасность личности : Теория и технология психологической защиты (Диссертация 2000)
[стр. 60]

59 формам воздействия на людей — психологическим манипуляциям.
"Возрождение, — пишет он, — было культурой богатого и сильного класса, который оказался на гребне волны, поднятой штормом новых экономических сил.
Простой народ, которому не досталось ни нового богатства, ни новой власти, превратился в безликую массу, потерявшую уверенность своего прежнего положения; этой массе льстили или угрожали, но власть имущие всегда манипулировали ею и эксплуатировали ее.

Возрождение было культурой не мелких торговцев или ремесленников, а богатых аристократов и бюргеров.
Их экономическая деятельность, их богатство давали им чувство свободы и сознание индивидуальности.
Но и они тоже понесли потерю: они потеряли ту уверенность и чувство принадлежности, которые обеспечивала им средневековая социальная структура.
Они стали более свободны, но и более одиноки.
Они пользовались своей властью и богатством, чтобы выжать из жизни все радости до
последней капли; но при этом им приходилось применять все средства, от психологических манипуляций до физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов внутри собственного класса.
Все человеческие отношения были отравлены этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатства.
Солидарность с собратьями, или по крайней мере с членами своего класса, сменилась циничным обособлением; другие люди рассматривались как "объекты" использования и манипуляций, либо безжалостно уничтожались, если это способствовало достижению собственных целей.

Индивид был охвачен страстным эгоцентризмом, ненасытной жаждой богатства и власти.
В результате было отравлено и отношение преуспевающего индивида к своей
собственной личности, его чувство уверенности в себе и ощущение безопасности.
Он сам превратился в такой же объект собственных манипуляций, в какой раньше превратились все остальные.

Психологические предпосылки усиления подверженности личности
[стр. 82]

83 Рассматривая эпоху Возрождения и отмечая ее прогрессивный хапоказывает пулятивный подход к взаимодействию между людьми.
Насколько глубоко он поразил и высший класс и тем более низы общества.
Обратим внимание и на этот вывод.
Т.е.
на то, что сам переход к эпохе Возрождения и ее расцвет были связаны как с потерей "средневековых оков", так и с переходом к новым формам воздействия на людей психологическим манипуляциям.
"Возрождение, пишет он, было культурой богатого и сильного класса, который оказался на гребне волны, поднятой штормом новых экономических сил.
Простой народ, которому не досталось ни нового богатства, ни новой власти, превратился в безликую массу, потерявшую уверенность своего прежнего положения; этой массе льстили или угрожали, но власть имущие всегда манипулировали ею и эксплуатировали ее
(выд.Г.Г.).
Возрождение было культурой не мелких торговцев или ремесленников, а богатых аристократов и бюргеров.
Их экономическая деятельность, их богатство давали им чувство свободы и сознание индивидуальности.
Но и они тоже понесли потерю: они потеряли ту уверенность и чувство принадлежности, которые обеспечивала им средневековая социальная структура.
Они стали более свободны, но и более одиноки.
Они пользовались своей властью и богатством, чтобы выжать из жизни все радости до
последнеи капли; но при этом им приходилось применять все средства, от психологических манипуляций до физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов внутри собственного класса (выд.Г.Г.).
Все человеческие отношения были отравлены этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатства.
Солидарность с собратьями, или по крайней мере с членами своего класса, сменилась циничным обособлением; другие люди рассматривались как "объекты " использования и манипуляций, либо безжалостно уничтожались, если это способствовало достижению собственных целей
(выд.Г.Г.).
Индивид был охвачен страстным эгоцентризмом, ненасытной жаждой богатства и власти.
В результате было отравлено и отношение преуспевающего индивида к своей
собр

[стр.,83]

84 ственной личности, его чувство уверенности в себе и ощущение безопасности.
Он сам превратился в такой же объект собственных манипуляций, в какой раньше превратились все остальные
(выд.Г.Г.).
Есть все основания сомневаться в том, что полновластные хозяева капитализма эпохи Возрождения были так счастливы и уверены в себе, как это часто изображают.
По-видимому, новая свобода принесла им не только возросшее чувство силы, но и возросшую изоляцию, сомнения, скептицизм и, как результат всего этого, тревогу".
Таким образом, получается, что переход от "средневековых оков" к эпохе Возрождения привел к качественным изменениям во взаимоотношениях и психологии людей.
Во-первых, к беспрецедентному по масштабам и активности использованию психологических манипуляций.
Личность человека, объединения людей, социальные группы стали вполне целенаправленно рассматриваться как объекты манипуляций, как средства достижения целей одними людьми за счет манипулирования другими.
Во-вторых, сами манипуляторы превратились в объекты собственных манипуляций, т.е., превращая других в объекты манипуляций, человек и сам становится таким же объектом манипулирования.
В-третьих, исчезло ощущение уверенности и безопасности, которые сменились чувством ничтожности и беззащитности у большинства людей, не получивших ни власти, ни богатства.
В-четвертых, у сильных мира сего, получивших власть и богатство, ощущение уверенности и безопасности сменились скептицизмом, сомнением, тревогой и цинизмом.
Таким образом, историческое сопоставление позволяет проследить определенную закономерность в эволюции форм манипуляций и изменениях психических состояний людей при переходе в процессе общественного развития к качественно новым социально-экономическим условиям.
1Фромм Э.
Бегство от свободы.
М., 1989, с.49-50.

[Back]