Проверяемый текст
Грачев, Георгий Васильевич. Информационно-психологическая безопасность личности : Теория и технология психологической защиты (Диссертация 2000)
[стр. 65]

64 боится и мучительно переживает перспективу и условия изоляции и одиночества.
Рассматривая это явление, Э.Фромм отмечал:
"Важная сторона дела состоит в том, что человек не может жить без какого-либо сотрудничества с другими.
В любом мыслимом обществе человек должен объединяться с другими, если вообще хочет выжить, либо для защиты от врагов и опасностей природы, либо для того, чтобы иметь возможность трудиться и производить средства к жизни"1.
Это объединение в целях защиты от угроз своей жизни, для реализации возможностей безопасного существования формирует потребности в постоянных связях с окружающим миром и как их продолжение потребность идентификации себя с определенной общностью, группой, родом, нацией, народом, социальной системой, потребность избежать одиночества.
"Чувство полного одиночества, — отмечает Э.Фромм, — ведет к психическому разрушению, также как физический голод — к смерти.
Эта связанность с другими не идентична физическому контакту.
Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами — и это дает ему чувство общности и "принадлежности" .
Вместе с тем, индивид может
жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую-то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.
Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством ".
Далее Э.Фромм обращает внимание на то, что связанность с миром может носить различные формы, в том числе далеко не всегда социально позитивные, которые могут принести людям огромное зло, как, например в
[стр. 93]

Потребность в безопасности важнейшая для человека, удовлетворение которой является необходимым условием нормального существования и развития и реализуется в обществе через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность, трансформируясь в систему взаимосвязанных личных и групповых интересов и способов их достижения.
Поэтому человек так нуждается в ощущении своей связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам и общественным структурам.
Именно поэтому так остро он воспринимает резкие изменения в окружающем мире, разрушение привычных социальных институтов, так боится и мучительно переживает перспективу и условия изоляции и одиночества.
Рассматривая это явление, Э.Фромм отмечал:
’’Важная сторона дела состоит в том, что человек не может жить без какого-либо сотрудничества с другими.
В любом мыслимом обществе человек должен объединяться с другими, если вообще хочет выжить, либо для защиты от врагов и опасностей природы, либо для того, чтобы иметь возможность трудиться и производить средства к жизни .
Это объединение в целях защиты от угроз своей жизни, для реализации возможностей безопасного существования формирует потребности в постоянных связях с окружающим миром и как их продолжение потребность идентификации себя с определенной общностью, группой, родом, нацией, народом, социальной системой, потребность избежать одиночества.
"Чувство полного одиночества отмечает Э.Фромм, ведет к психическому разрушению, также как физический голод к смерти.
Эта связанность с другими не идентична физическому контакту.
Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами и это дает ему чувство общности и "принадлежности".
Вместе с тем, индивид может
94 1Фромм Э.
Бегство от свободы.
М., 1989, с.28

[стр.,94]

95 жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую-то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.
Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством".
Далее Э.Фромм обращает внимание на то, что связанность с миром может носить различные формы, в том числе далеко не всегда социально позитивные, которые могут принести людям огромное зло, как, например в
нацистской Германии.
"Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки даже самые нелепые и унизительные пишет он, спасают человека, если связывают его с другими людьми, от самого страшного изоляции"1.
В современных условиях в нашей стране мы тоже можем наблюдать различные формы реализации потребности в безопасности и связанных с ней других потребностей, на части которых акцентировал внимание Э.Фромм.
К ним можно отнести, например, такие социально деформированные формы удовлетворения данных потребностей, как участие в общественно опасной деятельности структур организованной преступности, националистических объединений, группирований на мистической основе и т.п.
В той или иной мере чувствуя, иногда весьма смутно и остро переживая невозможность в одиночку удовлетворить свои потребности в безопасности и тем самым создать условия для нормального физического и духовного развития личность ощущает сугубо свойственную только человеку проблему.
Суть данного психологического феномена Э.Фромм описывает следующим образом: "Сознавая свою отдельность, сознавая пусть даже очень смутно неизбежность болезней, старости и смерти, человек не может не чувствовать, как он незначителен, как мало значит в сравнении с окружающим миром, со всем тем, что не входит в его "я".
Если он не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то Фромм Э.
Бегство от свободы.
М., 1989, с.26

[Back]