Проверяемый текст
Грачев, Георгий Васильевич. Информационно-психологическая безопасность личности : Теория и технология психологической защиты (Диссертация 2000)
[стр. 66]

65 нацистской Германии.
"Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки — даже самые нелепые и унизительные, — пишет он, спасают человека, если связывают его с другими людьми, от самого страшного —
изоляции2.
В современных условиях в нашей стране мы тоже можем наблюдать различные формы реализации потребности в безопасности и связанных с ней других потребностей, на части которых акцентировал внимание Э.
Фромм.
К ним можно отнести, например, такие социально деформированные формы удовлетворения данных потребностей, как участие в общественно опасной деятельности структур организованной преступности, националистических объединений, группирований на мистической основе и т.п.
В той или иной мере чувствуя, иногда весьма смутно и остро переживая невозможность в одиночку удовлетворить свои потребности в безопасности и тем самым создать условия для нормального физического и духовного развития личность ощущает сугубо свойственную только человеку проблему.
Суть данного психологического феномена Э.Фромм описывает следующим образом: "Сознавая свою отдельность, сознавая пусть даже очень смутно — неизбежность болезней,
старостей смерти, человек не может не чувствовать, как он незначителен, как мало значит в сравнении с окружающим миром, со всем тем, что не входит в его "я".
Если он не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то
смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой, ощущение собственной ничтожности его подавляет.
Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном
Фромм Э.
Бегство от свободы.
— М, 1989.
С.
28.
2 Там же.
С.
26.
[стр. 94]

95 жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую-то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.
Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством".
Далее Э.Фромм обращает внимание на то, что связанность с миром может носить различные формы, в том числе далеко не всегда социально позитивные, которые могут принести людям огромное зло, как, например в нацистской Германии.
"Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки даже самые нелепые и унизительные пишет он, спасают человека, если связывают его с другими людьми, от самого страшного
изоляции"1.
В современных условиях в нашей стране мы тоже можем наблюдать различные формы реализации потребности в безопасности и связанных с ней других потребностей, на части которых акцентировал внимание Э.Фромм.
К ним можно отнести, например, такие социально деформированные формы удовлетворения данных потребностей, как участие в общественно опасной деятельности структур организованной преступности, националистических объединений, группирований на мистической основе и т.п.
В той или иной мере чувствуя, иногда весьма смутно и остро переживая невозможность в одиночку удовлетворить свои потребности в безопасности и тем самым создать условия для нормального физического и духовного развития личность ощущает сугубо свойственную только человеку проблему.
Суть данного психологического феномена Э.Фромм описывает следующим образом: "Сознавая свою отдельность, сознавая пусть даже очень смутно неизбежность болезней,
старости и смерти, человек не может не чувствовать, как он незначителен, как мало значит в сравнении с окружающим миром, со всем тем, что не входит в его "я".
Если он не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то
Фромм Э.
Бегство от свободы.
М., 1989, с.26

[стр.,95]

смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой, ощущение собственной ничтожности его подавляет.
Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном
счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить" .
Таким образом, у человека два пути.
С одной стороны, полнейшая свобода и независимость, отречение от всевозможных норм морали, идеологических "догм", социальных "связей-оков" и т.д.
и обретение сопутствующих этому процессу психического напряжения, чувства ничтожности и одиночества, противостояния один на один с окружающим миром, полным опасностей и угроз, или другой путь принятие определенных ценностей и общественных норм, правил и социально позитивных форм взаимодействия с другими людьми и группами, включенность в разнообразные социальные связи (семейные, профессиональные, национальные, групповые и т.п.) и, следовательно, некоторое ограничение своей свободы и независимости как компенсация за возможность удовлетворения потребностей в безопасности и обеспечения хотя бы минимальных условий для нормального психического и физического существования как человеческой личности.
Указанные выше потребности являются субъективной, психологической основой, стимулирующей людей к созданию определенных социальных организационных форм.
Семья, родственные и дружеские связи, землячества и общества по интересам, политические партии и движения, профессиональные, корпоративные и религиозные объединения, группирования на мистической основе, вера в сверхъестественные силы вот лишь некоторые примеры способов их человеческого удовлетворения.
Включенность в такие общности и участие в их деятельности позволяет человеку удовлетворять свои потребности (в том числе, потребность в безопасТам же.
Фромм Э.
Бегство от свободы.
М., 1989, с.28

[Back]