Проверяемый текст
Черных Владимир Юрьевич. Аксиология современной отечественной истории (Диссертация 2003)
[стр. 181]

181 Существующая проблема аксиологической составляющей исторической науки также может быть успешно решена только в рамках плюрализма.
Толчок к разработке данной проблематики дали идеи В.
Дильтея, В.
Виндельбанда, Г.
Риккерта и М.
Вебера.
Как известно, В.

Дильтей разделял теоретическое знание на науки о природе и науки о духе.
Этим он подчеркивал не столько разницу их предметной области, сколько мировоззренческий и смысложизненный приоритет последних.
В.
Дильтей видел цель философии в том, чтобы понять жизнь из самой жизни.
Для историка о н а не объект теоретического объяснения, а синтез культурных традиций, которые нужно понять путем психологического вчувствования, вживания в них.
Естествознание вторично по отношению к наукам о духе.

Оно теоретически конструирует свои объекты и старается их объяснить.
Несмотря на привлекательность метода понимания как способа своеобразного «оживления» прошлого, неизбежно свойственный данному подходу интуитивизм чреват сведением «чужой» истории к собственным переживаниям исследователя, «незаконным присвоением» прошлой жизни путем ее проекции через систему ценностей самого историка.
Возможно, подобные опасения привели В.
Дильтея к тому, что в поздних работах он отказывается от интроспекции (самонаблюдения), сохраняя приверженность герменевтике (как способу интерпретации иной культуры).
Последняя, позволяя почувствовать живые творческие импульсы ушедшей эпохи, в то же время использует четко оговоренные приемы и процедуры истолкования источников.
Интуитивизм О.
Шпенглера и А.
Тойнби не помешал им добиться объективно значимых результатов в историософии.
В целом культурноисторический релятивизм со свойственным ему аксиологическим плюрализмом, признанием «равноправия» многих исторически сложившихся комплексов ценностей, направленностью на изучение замкнутых культур и сегодня играет роль профилактики абсолютизации и увековечения какой-либо «единственно верной» ценностной системы (или теории):
[стр. 60]

фии это размышление о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью..., а из тех противоположностей, которые обусловили наше развитие, следует, что для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве" (Виндельбанд, 1993.
С.
90-91).
В центре внимания аксиологии находятся проблемы природы ценностей, их онтологического и познавательного статуса, структуры ценностного мира, взаимосвязи ценностей между собой, с различными культурно-историческими факторами и структурой личности.
В их решении можно выделить такие подходы, как культурно исторический (В.
Дильтей, О.
Шпенглер, А.
Тойнби и др.), трансцендентальный (В.
Виндельбанд, Г.
Риккерт и др.), социологический (М.Вебер, Ф.В.Знанецкий, Т.
Парсонс и др.), персоналистский (М.Шелер, Н.О.Лосский и др.), религиозно-этический (Ф.М.
Достоевский, B.C.
Соловьев и др.), психологический (Р.Б.
Перри, Д.
Дьюи, К.И.
Льюис и др.) и ряд других, в т.ч.
объединяющих названные.
На наш взгляд, наибольшие импульсы разработке историко аксиологической проблематике дали идеи В.
Дильтея, В.
Виндельбанда, Г.
Риккерта и М.
Вебера.
Как известно, В.Дилыпей
разделял теоретическое знание на науки о природе и науки о духе.
Этим он подчеркивал не столько разницу их предметной области, сколько мировоззренческий и смысложизненный приоритет последних.
В.
Дильтей видел цель философии в том, чтобы понять жизнь из самой жизни.
Для историка она не объект теоретического объяснения, а синтез культурных традиций, которые нужно понять путем психологического вчувствования, вживания в них.
Естествознание вторично по отношению к наукам о духе.
60

[стр.,61]

Оно теоретически конструирует свои объекты и старается их объяснить.
Несмотря на привлекательность метода понимания как способа своеобразного "оживления" прошлого, неизбежно свойственный данному подходу интуитивизм чреват сведением "чужой" истории к собственным переживаниям исследователя, "незаконным присвоением" прошлой жизни путем ее проекции через систему ценностей самого историка.
Возможно, подобные опасения привели В.Дильтея к тому, что в поздних работах он отказывается от интроспекции (самонаблюдения), сохраняя приверженность герменевтике (как способу интерпретации иной культуры).
Последняя, позволяя почувствовать живые творческие импульсы ушедшей эпохи, в то же время использует четко оговоренные приемы и процедуры истолкования источников.
Интуитивизм О.Шпенглера и А.Тойнби не помешал им до биться объективно значимых результатов в историософии.
В целом культурно-исторический релятивизм со свойственным ему аксиологическим плюрализмом, признанием "равноправия" многих исторически сложившихся комплексов ценностей, направленностью на изучение замкнутых культур и сегодня играет роль профилактики абсолютизации и увековечения какой-либо "единственно верной" ценностной системы (или теории):
древней, современной, европейской, китай ской, классовой и любой иной.
Это, однако не снимает проблему возможности выработки общей теории ценностей, в т.ч.
общечеловеческих, общезначимых, абсолютных или вечных, а также применения ее в историческом исследовании.
Данные вопросы оказались в центре внимания ученых ЮгоЗападной (баденской) школы неокантианства В.
Виндельбанда и Г.
Риккерта.
В.
Виндельбанд определял философию как критическую науку об общеобязательных ценностях.
Он, как и глава марбургской школы неокантианства Г.
Коген, считал критерием истины ее со61

[Back]