Проверяемый текст
Черных Владимир Юрьевич. Аксиология современной отечественной истории (Диссертация 2003)
[стр. 183]

183 есть та ценность, по отношению к которой вещи получают их индивидуальное значение, которое должно быть признано всеми, и историческое изложение и образование понятий руководится общими культурными ценностями» .
Г.
Риккерт явно абсолютизирует творческий, инновационный характер культуры, в ущерб ее традиционным, повторяющимся моментам.
Из семи разных определений понятия «развитие», рассматриваемых в вышеуказанной работе (развитие как становление, как изменение др.), для истории он считает главным то, в котором новое, уникальное явление, возникающее в процессе изменений, включается в телеологию истории и приобретает общезначимый, ценностный
характер.
Отсюдаглавным объектом истории становится «исторический индивидуум» выдающаяся личность, уникальное событие или явление, например Возрождение, которое именно благодаря своей неповторимости обогащает культуру, поэтому и метод истории индивидуализирующий (идиографический), в отличие от генерализирующего,
то есть обобщающего, или номотетического (вырабатывающего законы) метода естествознания.
Такое, на первый взгляд, формальное и искусственное обоснование исторического метода Г.
Риккерт выводит из реальной жизни и имманентных свойств сознания: «Тот, кто живет,
то есть ставит себе цели и желает осуществить их, никогда не может рассматривать мир лишь так, чтобы при этом имелось бы в виду общее, но он должен рассматривать его и имея в виду частное, так как лишь таким образом он может ориентироваться и действовать в повсюду индивидуальной действительности...
Выбором при этом руководят точки зрения отнесения к ценности (Wertgesichtspunkte)..., и для действительного человека...
этот мир...
представляет собой лишь определенное понимание, которое мы можем поставить наряду с естественно-научным и художественным пониманием как третье, '
Риккерт Г.
Границы естественно-научного образования
понятия.
Логическое введение в исторические науки.
СПб, 1997.
С.426-427
[стр. 62]

ответствие не реальности, а нравственному идеалу, но в общей иерархии ценностей выше логических и этических ставил эстетические и религиозные ценности.
Наряду с понятием "ценность", В.
Виндельбанд употребляет близкие по значению термины: "норма", "всеобщий закон" и др.
Г.
Риккерт выделил "ценность" (Wert) в качестве главной смыслообразующей категории философии, историософии и собственно исторической науки.
С позиций нашего исследования наиболее интересным является то, что баденцы не только напрямую связали аксиологию с историей, но и методологически обусловили последнюю общей теорией ценностей.
В отличие от В.Дильтея, они противопоставляли (по предмету и, особенно, методу) естествознанию не науки о духе, а науки о культуре, или исторические.
Под культурой понималась совокупность ценностей, причем не только духовных, но и материальных.
Понятие культурных ценностей служило основным критерием отбора материала для историографии.
В работе "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896-1902 гг.) Г.
Риккерт писал: "Культура есть общее дело в жизни народов, она есть та ценность, по отношению к которой вещи получают их индивидуальное значение, которое должно быть признано всеми, и историческое изложение и образование понятий руководится общими культурными ценностями" (Риккерт, 1997.
С.
426-427).
Г.
Риккерт явно абсолютизирует творческий, инновационный характер культуры, в ущерб ее традиционным, повторяющимся моментам.
Из семи разных определений понятия "развитие", рассматриваемых в вышеуказанной работе (развитие как становление, как изменение др.), для истории он считает главным то, в котором новое, уникальное явление, возникающее в процессе изменений, включается в телеологию истории и приобретает общезначимый, ценностный
ха62

[стр.,63]

рактер.
Отсюда главным объектом истории становится "исторический индивидуум" выдающаяся личность, уникальное событие или явление, например, Возрождение, которое именно благодаря своей неповторимости обогащает культуру, поэтому и метод истории индивидуализирующий (идиографический), в отличие от генерализирующего,
т.е.
обобщающего, или номотетического (вырабатывающего законы) метода естествознания.
Такое, на первый взгляд, формальное и искусственное обоснование исторического метода Г.Риккерт выводит из реальной жизни и имманентных свойств сознания: "Тот, кто живет,
т.е.
ставит себе цели и желает осуществить их, никогда не может рассматривать мир лишь так, чтобы при этом имелось бы в виду общее, но он должен рассматривать его и имея в виду частное, так как лишь таким образом он может ориентироваться и действовать в повсюду индивидуальной действительности...
Выбором при этом руководят точки зрения отнесения к ценности (Wertgesichtspunkte)..., и для действительного человека...
этот мир...
представляет собой лишь определенное понимание, которое мы можем поставить наряду с естественнонаучным и художественным пониманием как третье,
принципиально от них отличающееся, и охарактеризовать как мир действительной жизни" (Риккерт, 1997.
С.
288).
По Г.
Риккерту, действительность не входит ни в какую науку.
Постижение же этой действительности в любой науке связано с упрощением и упорядочением с помощью понятий.
Но если в естествознании понятия это, в известном смысле, цель, то в истории лишь средство для выделения и описания исторических индивидуумов.
Кроме собственно исторических понятий существуют относительноисторические, более общие, применяющиеся и в других науках о духе (социологии, психологии).
Поскольку последние пользуются но63

[Back]