Проверяемый текст
Черных Владимир Юрьевич. Аксиология современной отечественной истории (Диссертация 2003)
[стр. 189]

189 Думается, эта мысль вполне справедлива и для обществознания.
Что же касается весьма скромного места, которое в нем занимают математические методы (за исключением экономики, демографии и
статистики), то это связано не только с трудностью формализации общественных отношений, но и сущностью человека с его стремлением к свободе, познанию смысла жизни и ее преобразованию.
Сказанное не означает невозможности обобщения социального и духовного опыта в виде законосообразных суждений.
Напротив, сколь бы причудливые мысли не возникали у людей, сколь бы сильным не было их воображение, они обусловлены предыдущим опытом, потребностями, другими факторами, вполне поддающимися анализу, сочетающему логические и аксиологические аспекты.
Весьма перспективный, как нам видится, вариант такого анализа предложил М.
Вебер.
Г.
Риккерт, однозначно разграничивавший историю и социологию, вынужден был констатировать: «Величие Макса Вебера заключается в том, что он создал такую науку о культуре, в которой история связана с систематикой и которая поэтому не укладывается ни в одну из обычных методологических схем, но именно благодаря этому она указывает новые пути специальному исследованию» .

Развивая историософские традиции неокантианства, М.
Веберу удалось весьма удачно их модернизировать в направлении «социологизации» истории.
Если у Г.
Риккерта несущими конструкциями исторического познания являются «исторический индивидуум» и «ценности», то у М.
Вебера это «исторический индивидуум» и «идеальный тип».
Такая замена не означает отхода от аксиологии, ценности органически вписываются в общую композицию названных понятий.
«Исторический индивидуум» М.
Вебера это сложный комплекс связей в исторической действительности, которые мы в понятии соединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.
Если Г.
Риккерт в индивидууме подчеркивает только уникальные моменты, то М.
Вебер, кроме них, обращает внимание и на черты, общие
с другими явлениями.
В резульЦит.
по: Вебер М.
Избранное.
Образ общества.
М., 1994.
С.589.
[стр. 68]

тий и иных обобщений, в т.ч.
законов, во всех науках одинаков.
Так, во время международной дискуссии об исторических законах, прошедшей в середине этого века, американский неопозитивист К.Гемпель отмечал, что они обычно подразумеваются в объяснении того или иного явления, но редко специально формулируются в силу их тривиальности и самоочевидности (Гемпель, 1998; Черных, 1997.
С.
14-15).
Несколько утрируя ситуацию, зададимся вопросом: разве не напоминает расхожая политическая мудрость "революция движется контрреволюцией" третий закон Ньютона? И все же, понятно, что разница между природными и социальными законами существует.
Обычно ее усматривают в том, что большинство последних носят вероятностно-статистический характер и не поддаются математической формализации.
Действительно, если среди социальных законов динамические (императивные), например закон производства и воспроизводства материальных условий жизни, это редкость, то среди естественных они вполне обычны (Гончарук, 1977.
С.
35, 54-60).
Правда, из этого не следует, что динамические законы являются более важными.
Например, современные исследования "законов хаоса" в физике говорят скорее об обратном.
Как отмечают И.
Пригожий и И.
Стенгерс: "Мы обнаруживаем, что значительная часть конкретного мира вокруг нас до сих пор "ускользала из ячеек научной сети"...
Реальный мир управляется не детерминистическими законами, равно как и не абсолютной случайностью" (Пригожий, 1994.
С.
262-263).
Как считают ученые, данная ситуация должна привести к новой форме познаваемости, выражаемой несводимыми формулам вероятностными представлениями.
Думается, эта мысль вполне справедлива и для обществознания.
Что же касается весьма скромного места, которое в нем занимают математические методы (за исключением экономики, демографии и
ста68 к жестким

[стр.,69]

тистики), то это связано не только с трудностью формализации общественных отношений, но и сущностью человека с его стремлением к свободе, познанию смысла жизни и ее преобразованию.
Сказанное не означает невозможности обобщения социального и духовного опыта в виде законосообразных суждений.
Напротив, сколь бы причудливые мысли не возникали у людей, сколь бы сильным не было их воображение, они обусловлены предыдущим опытом, потребностями, другими факторами, вполне поддающимися анализу, сочетающему логические и аксиологические аспекты.
Весьма перспективный, как нам видится, вариант такого анализа предложил М.
Вебер.
Г.
Риккерт, однозначно разграничивавший историю и социологию, вынужден был констатировать: "Величие Макса Вебера заключается в том, что он создал такую науку о культуре, в которой история связана с систематикой и которая поэтому не укладывается ни в одну из обычных методологических схем, но именно благодаря этому она указывает новые пути специальному исследованию"
(Цит.
по: Вебер, 1994.
С.
589).
Развивая историософские традиции неокантианства, М.
Веберу удалось весьма удачно их модернизировать в направлении "социологизации" истории.
Если у Г.
Риккерта несущими конструкциями исторического познания являются "исторический индивидуум" и "ценности", то у М.
Вебера это "исторический индивидуум" и "идеальный тип".
Такая замена не означает отхода от аксиологии, ценности органически вписываются в общую композицию названных понятий.
"Исторический индивидуум" М.
Вебера это сложный комплекс связей в исторической действительности, которые мы в понятии соединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.
Если Г.
Риккерт в индивидууме подчеркивает только уникальные моменты, то М.
Вебер, кроме них, обращает внимание и на черты, общие
69

[Back]