Проверяемый текст
Черных Владимир Юрьевич. Аксиология современной отечественной истории (Диссертация 2003)
[стр. 190]

190 тате такого сравнения появляется модель или образ индивидуумаидеальный тип.
По классификации Г.
Риккерта это уже относительноисторическое понятие, что М.
Вебера ничуть не смущает: он считает, что использование категорий других наук в истории допустимо, если приносит эвристическую пользу.
Идеальный тип возникает в итоге выделения главной черты в мотивации какой-либо социальной группы и мысленной абсолютизации этой черты, доведения до логического предела с точки зрения ее реального или потенциально возможного вклада в культуру,
то есть исторического значения (аналог отнесения к ценности).
Далее рассматривается корректирующее воздействие внешних обстоятельств и эволюция идеального типа.
В таком ключе анализируется, скажем, «протестантская этика» и ее вхождение под воздействием экономических и иных факторов в «дух капитализма»'.
Тем самым в идеальном типе М.
Вебер пытается совместить мотивацию, связанную с ценностной ориентацией субъекта действия, и внешнюю коррекцию изначальных ценностных установок.
Благодаря наличию общих черт два идеальных типа «протестантская этика» и «дух капитализма» могут не только сравниваться, но и войти один в другой, что никак не могло произойти с риккертовскими историческими индивидуумами.
Принцип «объясняющего понимания»,
то есть сочетания процессов объяснения и понимания, при конструировании и казуальной проверке идеальных типов позволяет также преодолеть односторонность «понимания» как метода наук о духе, характерного для В.
Дильтея .
В
развитии социологии не без влияния М.
Вебера аксиологические категории сыграли весьма существенную роль как в плане исследования мотивации (введение Ф.В.
Знанецким понятия личностной
установки и т.д.), так и ' Вебер М.
Избранное.
Образ общества.
М., 1994.
С.640-654.
^ Риккерт Г.
Границы естественно-научного образования понятий.
Логическое введение в исторические науки.
С.-Пб, 1997.
С.31-32; Момзен В.
Макс Вебер и историческая наука // Новая и новейшая история.
1990.
№ 4.С.55-64.
[стр. 70]

с другими явлениями.
В результате такого сравнения появляется модель или образ индивидуума идеальный тип.
По классификации Г.Риккерта это уже относительно-историческое понятие, что М.
Вебера ничуть не смущает: он считает, что использование категорий других наук в истории допустимо, если приносит эвристическую пользу.
Идеальный тип возникает в итоге выделения главной черты в мотивации какой-либо социальной группы и мысленной абсолютизации этой черты, доведения до логического предела с точки зрения ее реального или потенциально возможного вклада в культуру,
т.е.
исторического значения (аналог отнесения к ценности).
Далее рассматривается корректирующее воздействие внешних обстоятельств и эволюция идеального типа.
В таком ключе анализируется, скажем, "протестантская этика" и ее вхождение под воздействием экономических и иных факторов в «дух капитализма».
Тем самым в идеальном типе М.
Вебер пытается совместить мотивацию, связанную с ценностной ориентацией субъекта действия, и внешнюю коррекцию изначальных ценностных установок.
Благодаря наличию общих черт два идеальных типа "протестантская этика" и "дух капитализма" могут не только сравниваться, но и войти один в другой, что никак не могло произойти с риккертовскими историческими индивидуумами.
Принцип "объясняющего понимания",
т.е.
сочетания процессов объяснения и понимания, при конструировании и казуальной проверке идеальных типов, позволяет также преодолеть односторонность "понимания" как метода наук о духе, характерного для В.
Дильтея (Вебер,
1994.
С.
640654; Риккерт, 1997.
С.
31-32; Момзен, 1990).
В развитии социологии не без влияния М.
Вебера аксиологические категории сыграли весьма существенную роль как в плане исследования мотивации (введение Ф.В.
Знанецким понятия личностной
70

[Back]