Проверяемый текст
Яковлева Елена Анатольевна. Ценностная природа факта в историческом познании (Диссертация 2003)
[стр. 235]

235 представляют собой одну из форм существования ценностей.
Можно поставить вопрос о сущности содержания философско-аксиологического анализа исторического познания в двух смыслах: в широком как исследование целесообразности такого познания и узком как определение категорий, принципов приращения научного знания в истории.
Попытаемся раскрыть суть первого подхода к анализу исторического познания, начав с определения места ценностей в нем.
Необходимо отметить, что формирование понятий ценности и исторического познания шло во многом параллельно.
Несмотря на то, что различные аспекты ценностей в общественной жизни исследовались в философии с древности, их конституирование в самостоятельные философские темы произошло только в XIX веке.
Разработка понятия «ценность» была начата
немецким исследователем Г.
Лотце.
Позднее философия Ф.
Ницше позволила придать решающее значение «в утверждении места ценностного сознания в культуре» .
Его взгляды привели к революции, прежде всего в таких формах ценностного сознания, как этика и эстетика.
Но и среди других наук о культуре критика старых основ исследования, призыв к «переоценке всех ценностей», провозглашенные Ницше жизнь и воля к власти как высшие ценности дали мощный отзвук в исследовании культуры.
Для этого достаточно вспомнить знаменитую книгу О.
Шпенглера «Закат Европы».

В итоге начатой Ф.
Ницше революции сформировалось понятие культуры как «мира воплощенных ценностей» и ее изучение стало сводиться к истории ценностей» .
Такое представление о культуре разделяли многие исследователи, даже те, кто не принимал основных положений философии жизни, разработанных Ф.
Ницше.
Познание культуры как мира ценностей было противопоставлено познанию природы, объекты которой были лишены ценностного содержания.
Объекты и методы исследования общества, культуры и человека были
выдеКаган М.С.
Философская теория ценности.
С.-Пб, 1997.
С.
14.
^
Там же.
С.
17.
[стр. 14]

15 новлении исторического факта.
Решение этих задач требует предварительного ознакомления с идеями мировой философии в области исследования истории.
1.1 Теоретические предпосылки ценностной интерпретации исторического познания В исследовании предпосылок ценностного рассмотрения исторического познания можно выделить несколько важных идей, объединив которые мы можем сформировать положения ценностного анализа, применяемые по отношению к нашему объекту исследования.
Проследим, как в истории философии происходило становление идеи о ценностном измерении исторического развития.
Ведущая заслуга принадлежит здесь немецкой философии культуры, прежде всего, баденской школе неокантианства, становящейся аксиологии, а также экзистенциалистской философии истории, измерившей человеческое бытие истории.
По отношению к историческому факту большую роль сыграла позитивистская методология истории.
Хотя позитивисты не видели специфики исторического; познания и, соответственно, исторического факта, но описали его общенаучные свойства.
Также можно говорить о современной постмодернистской концепции истории, которая предусматривает плюрализм интерпретаций, интерес к малой истории, взаимное влияние прошлого и языка исторического познания, рассмотрение истории как текста.
Попытаемся описать становление понятия ценности и его применение по отношению к изучению истории.
Следует отметить, что формирование понятия ценности и изучение культуры шло параллельно и взаимосвязано.
Несмотря на то, что различные аспекты ценностей в общественной жизни исследовались в философии с древности, их конституирование в самостоятельные философские темы произошло только в X I X веке.
Разработка понятия «ценность» была нача


[стр.,15]

16 та немецким исследователем Г.
Лотце.
Позднее философия Ф.
Ницше позволила придать решающее значение «в утверждении места ценностного сознания в культуре»'.
Его взгляды привели к революции прежде всего в таких формах ценностного сознания, как этика и эстетика.
Но и среди других наук о культуре критика старых основ исследования, призыв к «переоценке всех ценностей», провозглашенные Ницше жизнь и воля к власти как высшие ценности дали мощный отзвук в исследовании культуры.
Для этого достаточно вспомнить знаменитую книгу О.
Шпенглера «Закат Европы».

Под воздействием идей Ф.
Ницше сформировалось «понимание культуры как «мира воплощенных ценностей», и ее изучение стало сводиться к истории ценностей»^.
Такое представление о культуре разделяли многие исследователи, даже те, кто не принимал основных положений философии жизни, разработанных Ф.
Ницше.
Познание культуры как мира ценностей было противопоставлено познанию природы, объекты которой были лишены ценностного содержания.
Объекты и методы исследования общества, культуры и человека были
выделены, а частично и сконструированы именно на основе ценностного подхода.
Все эти направления в исследовании культуры потребовали начать разработку и определение понятия ценности.
Сама дискуссия по этой проблеме продолжается в философии не одно десятилетие.
Можно отметить разнообразие теоретических предпосылок, с которыми исследователи подходят к анализу данного понятия.
Если выделить основные моменты представлений о ценности, то она рассматривается как некое идеальное начало, которое отличается от повседневного бытия.
В истории философии выделяется «четыре поля концептуального притяжения, вокруг которых и складываются основные учения о ценностях: аксиологический психологизм, аксиологический нормативизм, аксиологиче ^ Каган М.
С.
Философская теория ценности.
СПб,1997.
С.
14.
^
Каган М.
С.
Там же.
С.
17.

[Back]