Проверяемый текст
Шадрина Елена Николаевна. Философия науки и историография науки (Диссертация 2003)
[стр. 30]

30 качественного своеобразия науки как особого феномена культуры, функционирования многообразных типов научной рациональности в контексте их исторического развития составляет прерогативу данной научной области.
По мнению С.Ф.
Мартыновича, философия издавна стремится понять и объяснить феномен науки, соотнесенной в историческом бытии человека и общества с культурой как часть и целое.
Классические философские концепции Платона и Аристотеля, И.
Канта и Г.
Гегеля, постклассические философские построения Л.
Фейербаха, К.
Маркса, Ф.
Ницше и других современных философов так или иначе осмысливают природу науки и культуры в целом, строя тем самым своеобразные концепции философии культуры
и философии науки.
Эти концепции выстраивались либо как учения о практическом и теоретическом разуме, либо как критика теоретического разума и разума практического, либо как учения об антропологической,
праксеологической или аксиологической природе культуры.
Классическими образцами осмысления науки с различных философских позиций являются, например, «Критика чистого разума» И.
Канта, монографические исследования А.Пуанкаре, объединенные в сборнике «О науке», «Логика научного исследования» К.
Поппера, «Структура научных революций» Т.
Куна' и другие.

Систематическое осмысление природы науки и ее места в содержании культуры, культурного бытия человека и человечества в целом, осуществляемое концептуальными возможностями философии, имеет
давнюю традицию.
Рассмотрение истории познания убеждает в том, что большинство фундаментальных философских проблем, связанных с анализом структуры и развития научного знания и являющихся сегодня предметом оживленных дискуссий среди философов науки,
былЬ поставленз задолго до того, как возникла собственно специфическая исследовательская область, именуемая в настоящем философией науки.
Проблема истины, например, ставшая уже классической, обсуждается еще со времен античности? и нынешнее ее состояние и значение для современной философии науки в определенной
стеСм.: Мартынович С.Ф.
Явления и вещи: начала философии науки.
Саратов, 2000.
С.7.

[стр. 13]

13.
ГЛАВА 1.
Статус философии науки в системе философского познания 1.1.
Философия науки как особая область философских исследований В философской литературе последних лет все более активно ведется обсуждение роли и статуса философии науки в системе философских дисциплин.
Связано это, по-видимому, в первую очередь с тем, что значительные изменения, произошедшие внутри предметного поля этой исследовательской области, настоятельно требуют прояснения специфики самой дисциплины.
В первом приближении философию науки можно было бы охарактеризовать как совокупность различных концепций, рефлексирующих по поводу науки в самом широком ее понимании.
Каждая исследовательская область ориентирована на получение и практическое применение определенного рода знания, объектами которого могут выступать как процессы, протекаюш,ие во "внешней", независимой от нас природной среде, так и сам человек и непосредственная сфера его жизнедеятельности.
Когда мы обращаемся к области философии науки и близких ей философских дисциплин (логика, гносеология, социология науки, этика науки), объектом познания становится само знание в самых различных своих модификациях.
Изучение природы и качественного своеобразия науки как особого феномена культуры, функционирования многообразных типов научной рациональности в контексте их исторического развития составляет прерогативу данной научной области.
Как отмечает С.Ф.
Мартынович, философия издавна стремится понять и объяснить феномен науки, соотнесенной в историческом бытии человека и общества с культурой как часть и целое.
Классические философские концепции Платона и Аристотеля, И.
Канта и Г.
Гегеля, постклассические философские построения Л.
Фейербаха, К.
Маркса, Ф.
Ницше и других современных философов так или иначе осмысливают природу науки и культуры в целом, строя тем самым своеобразные концепции философии куль


[стр.,14]

14 туры и философии науки.
Эти концепции выстраивались либо как учения о практическом и теоретическом разуме, либо как критика теоретического разума и разума практического, либо как учения об антропологической,
праксиологической или аксиологической природе культуры.
Классическими образцами осмысления науки с различных философских позиций являются, например, "Критика чистого разума" И.
Канта, монографические исследования А.
Пуанкаре, объединенные в сборнике "О науке", "Логика научного исследования" К.
Поппера, "Структура научных революций" Т.
Куна' и другие.

Таким образом, систематическое осмысление природы науки и ее места в содержании культуры, культурного бытия человека и человечества в целом, осуществляемое концептуальными возможностями философии, имеет, как можно было заметить, давнюю традицию.
Рассмотрение истории познания убеждает в том, что большинство фундаментальных философских проблем, связанных с анализом структуры и развития научного знания и являющихся сегодня предметом оживленных дискуссий среди философов науки,
было поставлено задолго до того, как возникла, собственно, специфическая исследовательская область, именуемая в настоящем философией науки.
Проблема истины, например, ставшая уже классической, обсуждается еще со времен античности и нынешнее ее состояние и значение для современной философии науки в определенной
степени инициировано той полемикой, которая велась вокруг этого понятия в период, скажем, Бэкона, Декарта, а позже, Канта, Фихте, Гегеля.
Представитель одного из основных направлений современной философии науки эмпирического конструктивизма Б.
ван Фраассен, дискутируя с "реалистами", тяготеющими к корреспондентной концепции истины, вообще предлагает заменить критерий истинности критерием так называемой "эмпирической эффективности", утверждая, что "теории не обязаны быть истинными, чтобы быть пригодными;...
основная цель науки, замечает он 1 См.: Мартынович С.Ф.
Явления и вещи: начала философии науки.
Саратов, 2000.
С.
7.

[Back]