32 вокупность философских течений и школ, сформированных в ходе поэтапного развития и отличающихся внутренним многообразием (позитивизм, постпозитивизм, неорационализм, критический рационализм); представляет собой, по меткому выражению Т.Г. Лешкевич, «своеобразную галерею портретов ученых и моделей развития науки»'. Как специальная философскометодологическая дисциплина она оформилась, однако, столетием позже и на современном этапе своего развития представляет собой уже, по сути, междисциплинарное исследование, имеющее самой общей целью построение наиболее полной и адекватной картины мира науки и использующее для этого результаты смежных областей знания, например истории науки, социальной психологии, когнитивной социологии науки. Основным предметом философии науки, таким образом, являются, как отмечают исследователи, «общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте» . «Культура философского освоения науки эволюционировала вместе с эволюцией самого философского мышления, культуры философского вопрошания»^. В ходе развития философской мысли произошла демаркация метафизики и онтологии, онтологии и аксиологии, гносеологии и методологии. Сформировавшиеся в историческом бытии философии и ставшие относительно самостоятельными концептуальные подсистемы теоретической философии метафизика, онтология и методология, гносеология, аксиология и праксеология обогатили предметный мир и проблематику философии науки. Соответственно приведенной градации в рамках самого философского освоения науки на современном этапе можно говорить о таких уже относительно самостоятельных исследовательских областях как метафизика науч ' Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001. С.5. ^ Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С.9. ^ Мартынович С.Ф. Явления и вещи: начала философии науки. Саратов, 2000. С.8. |
15 далее, дать нам теории, которые являются эмпирически адекватными"'. При этом нужно отметить, что позиция ван Фраассена в значительной степени определяется спецификой эмпирицистского подхода в познании, восходящего к Ф. Бэкону, в сочетании с вниманием к критике Юма и неприятием "метафизики" (т.е. классической философии Нового времени от Декарта до Гегеля). Таким образом, несмотря на то, что сам термин "философия науки" впервые упоминается, по свидетельству историков, в работе Е. Дюринга "Логика и философия науки" (Лейпциг, 1878), его появлению предшествовала долгая концептуальная история, на протяжении которой формировалось и уточнялось проблемное поле данной философской дисциплины. Создавая образ философии науки, следует уточнить, в каком контексте употребляется это понятие. Поскольку речь может идти о философии науки как о направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине, которая, наряду с философией истории, логикой, исследует свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию науки. Известно, что как особое философское направление философия науки сложилась приблизительно во второй половине Х1Х-Г0 века и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических измерений классической науки. В таком качестве она выступает как совокупность философских течений и школ, сформированных в ходе поэтапного развития и отличающихся внутренним многообразием (позитивизм, постпозитивизм, неорационализм, критический рационализм); представляет собой, по меткому выражению Т.Г. Лешкевич, "своеобразную галерею портретов ученых и моделей развития науки" . Как специальная философско-методологическая дисциплина, она оформилась, однако, столетием позже и на современном этапе своего развития представляет собой уже, по сути, междисциплинарное исследование, имеющее ' Фраассен Б. Ван. Чтобы спасти явления // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996. С. 346. ^Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001. С. 5. 16 самой общей целью построение наиболее полной и адекватной картины мира науки и использующее для этого результаты смежных областей знания, например, истории науки, социальной психологии, когнитивной социологии науки. Основным предметом философии науки, таким образом, являются, как отмечают исследователи, "общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте"'. "Культура философского освоения науки эволюционировала вместе с эволюцией самого философского мышления, культуры философского вопрошания" . В ходе развития философской мысли произошла демаркация метафизики и онтологии, онтологии и аксиологии, гносеологии и методологии... Сформировавшиеся в историческом бытии философии и ставшие относительно самостоятельными подсистемы теоретической философи метафизика, онтология и методология, гносеология, аксиология и праксиология оказались теми концептуальными системами философии, которые формировали и обогащали предметный мир и проблематику философии науки. Соответственно приведенной градации в рамках самого философского освоения науки на современном этапе можно говорить о таких уже относительно самостоятельных исследовательских областях как метафизика научного знания, онтология и методология науки, гносеология, аксиология и праксиология научного познания и знания. И надо полагать, учитывая феномен историчности, эмпирической незавершенности эволюции философского мышления, что процесс формирования концептуальных подсистем системы философствования еще далеко не окончен. Избрав научное познание главным и основным предметом своего исследования, философия науки сталкивается с целым рядом вопросов. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религиозной ве ' Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 9. ^ Мартынович С.Ф. Явления и вещи: начала философии науки. Саратов, 2000. С. 8. |