Проверяемый текст
Шадрина Елена Николаевна. Философия науки и историография науки (Диссертация 2003)
[стр. 32]

32 вокупность философских течений и школ, сформированных в ходе поэтапного развития и отличающихся внутренним многообразием (позитивизм, постпозитивизм, неорационализм, критический рационализм); представляет собой, по меткому выражению Т.Г.
Лешкевич, «своеобразную галерею портретов ученых и моделей развития науки»'.
Как специальная философскометодологическая дисциплина она оформилась, однако, столетием позже и на современном этапе своего развития представляет собой уже, по сути, междисциплинарное исследование, имеющее
самой общей целью построение наиболее полной и адекватной картины мира науки и использующее для этого результаты смежных областей знания, например истории науки, социальной психологии, когнитивной социологии науки.
Основным предметом философии науки, таким образом, являются, как отмечают исследователи, «общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте» .
«Культура философского освоения науки эволюционировала вместе с эволюцией самого философского мышления, культуры философского вопрошания»^.
В ходе развития философской мысли произошла демаркация метафизики и онтологии, онтологии и аксиологии, гносеологии и методологии.
Сформировавшиеся в историческом бытии философии и ставшие относительно самостоятельными
концептуальные подсистемы теоретической философии метафизика, онтология и методология, гносеология, аксиология и праксеология обогатили предметный мир и проблематику философии науки.
Соответственно приведенной градации в рамках самого философского освоения науки на современном этапе можно говорить о таких уже относительно самостоятельных исследовательских областях как метафизика науч '
Лешкевич Т.Г.
Философия науки: традиции и новации.
М., 2001.
С.5.

^ Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А.
Философия науки и техники.
М., 1996.
С.9.
^ Мартынович С.Ф.
Явления и вещи: начала философии науки.
Саратов, 2000.
С.8.

[стр. 15]

15 далее, дать нам теории, которые являются эмпирически адекватными"'.
При этом нужно отметить, что позиция ван Фраассена в значительной степени определяется спецификой эмпирицистского подхода в познании, восходящего к Ф.
Бэкону, в сочетании с вниманием к критике Юма и неприятием "метафизики" (т.е.
классической философии Нового времени от Декарта до Гегеля).
Таким образом, несмотря на то, что сам термин "философия науки" впервые упоминается, по свидетельству историков, в работе Е.
Дюринга "Логика и философия науки" (Лейпциг, 1878), его появлению предшествовала долгая концептуальная история, на протяжении которой формировалось и уточнялось проблемное поле данной философской дисциплины.
Создавая образ философии науки, следует уточнить, в каком контексте употребляется это понятие.
Поскольку речь может идти о философии науки как о направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине, которая, наряду с философией истории, логикой, исследует свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию науки.
Известно, что как особое философское направление философия науки сложилась приблизительно во второй половине Х1Х-Г0 века и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных, или эпистемологических измерений классической науки.
В таком качестве она выступает как совокупность философских течений и школ, сформированных в ходе поэтапного развития и отличающихся внутренним многообразием (позитивизм, постпозитивизм, неорационализм, критический рационализм); представляет собой, по меткому выражению Т.Г.
Лешкевич, "своеобразную галерею портретов ученых и моделей развития науки" .
Как специальная философско-методологическая дисциплина, она оформилась, однако, столетием позже и на современном этапе своего развития представляет собой уже, по сути, междисциплинарное исследование, имеющее '
Фраассен Б.
Ван.
Чтобы спасти явления // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада.
М., 1996.
С.
346.
^Лешкевич Т.Г.
Философия науки: традиции и новации.
М., 2001.
С.
5.


[стр.,16]

16 самой общей целью построение наиболее полной и адекватной картины мира науки и использующее для этого результаты смежных областей знания, например, истории науки, социальной психологии, когнитивной социологии науки.
Основным предметом философии науки, таким образом, являются, как отмечают исследователи, "общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте"'.
"Культура философского освоения науки эволюционировала вместе с эволюцией самого философского мышления, культуры философского вопрошания" .
В ходе развития философской мысли произошла демаркация метафизики и онтологии, онтологии и аксиологии, гносеологии и методологии...
Сформировавшиеся в историческом бытии философии и ставшие относительно самостоятельными
подсистемы теоретической философи метафизика, онтология и методология, гносеология, аксиология и праксиология оказались теми концептуальными системами философии, которые формировали и обогащали предметный мир и проблематику философии науки.
Соответственно приведенной градации в рамках самого философского освоения науки на современном этапе можно говорить о таких уже относительно самостоятельных исследовательских областях как метафизика научного
знания, онтология и методология науки, гносеология, аксиология и праксиология научного познания и знания.
И надо полагать, учитывая феномен историчности, эмпирической незавершенности эволюции философского мышления, что процесс формирования концептуальных подсистем системы философствования еще далеко не окончен.
Избрав научное познание главным и основным предметом своего исследования, философия науки сталкивается с целым рядом вопросов.
Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религиозной ве ' Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А.
Философия науки и техники.
М., 1996.
С.
9.
^ Мартынович С.Ф.
Явления и вещи: начала философии науки.
Саратов, 2000.
С.
8.

[Back]