Проверяемый текст
Бровцева Наталья Леонидовна. Историческое сознание как предмет исторического познания (Диссертация 2003)
[стр. 341]

341 специфики исторического сознания диалектический метод Гегеля позволяет вычленить в духовно-историческом опыте такое содержание, в котором становится видимым процесс развития.
Э.
Трёльч справедливо замечает: «Строгость отбора
потрясающая; как мало остается от мира в качестве имеющего значение! И решающим моментом в этом избрании народов в бытии является содержание и глубина смысла, всегда тождественного самому себе и приобретающего новую индивидуальную прелесть в смене форм своего сознания.
Героична и тяжела поступь мирового духа в этих немногих избранных проявлениях, подъем его захватывает дух» .

Структуру развивающейся во времени духовной реальности образуют, по Гегелю, определенные формы социальной и культурной жизни, представленные как формы объективного (право, семья, гражданское общество, государство) и абсолютного (искусство, религия, философия) духа.
Их историческую специфику выражает характерный «народный дух».
Гегель указывает на «дух» как на объективную основу, имеющую собственную внутреннюю логику и закономерности развития.
В методологическом отношении отсюда вытекает важное положение о недостаточности познания лишь тех процессов, которые совершаются «внутри» индивидуального духовного опыта.
Необходимо исследовать взаимосвязи людей, на основе которых формируется надындивидуальный уровень духовной реальности («дух» по Гегелю).
Вместе с тем присоединимся к мнению о
том, что в учении Гегеля имеется другая крайность «растворение» индивидуального духовного опыта в нади сверхиндивидуальных силах .
Методологическая ориентация на анализ духовно-исторического опыта в его качественной целостности присутствует в философии марксизма.
Основоположники марксистской философии подчеркнули важный методологический момент.
С точки зрения целостности духовного опыта интерес '
Трёльч Э.
Историзм и его проблемы.
М., 1994.
С.227.
^ См.: Лой А.Н.
Сознание как предмет истории познания.
Киев, 1988.
С.40; Теория познания.
В 4 т.
Т.1.
Домарксистская теория познания.
М., 1991.
С.209.
[стр. 14]

14 специфики исторического сознания диалектический метод Гегеля позволяет вычленить в духовно-историческом опыте такое содержание, в котором становится видимым процесс развития.
Э.
Трёльч справедливо замечает: «Строгость отбора
потрясающая; как мало остается от мира в качестве имеющего значение! И решающим моментом в этом избрании народов в бытии является содержание и глубина смысла, всегда тождественного самому себе и приобретающего новую индивидуальную прелесть в смене форм своего сознания.
Героична и тяжела поступь мирового духа в этих немногих избранных проявлениях, подъем его захватывает дух»
[263; с.
227].
Структуру развивающейся во времени духовной реальности образуют, по Гегелю, определенные формы социальной и культурной жизни, представленные как формы объективного (право, семья, гражданское общество, государство) и абсолютного (искусство, религия, философия) духа.
Их историческую специфику выражает характерный «народный дух».
Гегель указывает на «дух» как на объективную основу, имеющую собственную внутреннюю логику и закономерности развития.
В методологическом отношении отсюда вытекает важное положение о недостаточности познания лишь тех процессов, которые совершаются «внутри» индивидуального духовного опыта.
Необходимо исследовать взаимосвязи людей на основе которых формируется надындивидуальный уровень духовной реальности («дух» по Гегелю).
Вместе с тем присоединимся к мнению отечественных
исследователей о том, что в учении Гегеля имеется другая крайность — «растворение» индивидуального духовного опыта в нади сверхиндивидуальных силах [см.: 157, с.
40; 255, с.
209].
Методологическая ориентация на анализ духовно-исторического опыта в его качественной целостности присутствует в философии марксизма.
Основоположники марксистской философии подчеркнули важный методологический момент.
С точки зрения целостности духовного опыта интерес
представляют не его отдельные области, не отдельные их связи, а анализ их взаимодействия, как определенное воплощение, выражение этой

[Back]