342 представляют не его отдельные области, не отдельные их связи, а анализ их взаимодействия, как определенное воплощение, выражение этой целостности. В частности, целостность духовно-исторического опыта в марксистской концепции анализируется через взаимодействие его индивидуальных и общественных форм. Данное взаимодействие в философии марксизма предстает как процесс постепенного повыщения роли индивидуальных форм духовного опыта в рамках их общей зависимости от форм общественной жизни. Согласно концепции К. Маркса, жизнедеятельность индивида в значительной мере определяется обществом в виде социальных условий его существования, наследия прошлого, объективных исторических закономерностей. Поэтому индивидуальный жизненный опыт, по Марксу, не есть «абстракт», присущий отдельному индивиду. В своей действительности он «совокупность всех общественных отношений», результат прямого или косвенного общения с современными или предшествующими людьми'. При общей зависимости содержания индивидуального духовного опыта от общественной жизни его роль в различные эпохи отнюдь неоднозначна, сила его воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В первобытном обществе роль индивидуальных форм духовной жизни минимальна. Поскольку основным субъектом социальной жизни в этот период была семья и возникавшие на ее основе образования (род, племя), то господствующими формами духовной жизни стали формы родового (коллективного) опыта. С появлением классового общества, классов (разных во все периоды) в духовной жизни общества определяющую роль начинает играть корпоративное (групповое) сознание. Значение индивидуальных характеристик повышается, однако они не играют существенной роли. Новые изменения в структуре духовного опыта, предполагал Маркс, произойдут в результате установления коммунистических отношений. При коммунизме значение индивидуальных форм духовного опыта резко возрастет. В обществе будут созданы условия для развития инди' См.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. М., 1989. С. 106. |
15 целостности. В частности, целостность духовно-исторического опыта в марксистской марксизма концепции предстает как анализируется процесс через взаимодействие повышения его роли индивидуальных и общественных форм. Данное взаимодействие в философии постепенного индивидуальных форм духовного опыта в рамках их общей зависимости от форм общественной жизни. Согласно концепции существования, наследия К. Маркса, прошлого, жизнедеятельность объективных индивида в значительной мере определяется обществом в виде социальных условий его исторических закономерностей. Поэтому индивидуальный жизненный опыт, по Марксу, не есть «абстракт», присущий отдельному индивиду. В своей действительности он — «совокупность всех общественных отношений», результат прямого или косвенного общения с современными или предшествующими людьми [см.: 174; с. 106]. При общей зависимости содержания индивидуального духовного опыта от общественной жизни его роль в различные эпохи отнюдь неоднозначна, сила его воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В первобытном обществе роль индивидуальных форм духовной жизни минимальна. Поскольку основным субъектом социальной жизни в этот период была семья и возникавшие на ее основе образования (род, племя), то господствующими формами духовной жизни стали формы родового (коллективного) опыта. С появлением классового общества, классов (разных во все периоды) в духовной жизни общества определяющую роль начинает играть корпоративное (групповое) сознание. Значение индивидуальных характеристик повышается, однако они не играют существенной роли. Новые изменения в структуре духовного опыта, предполагал Маркс, произойдут в результате установления коммунистических отношений. При коммунизме значение индивидуальных форм духовного опыта резко возрастет. В обществе будут созданы условия для развития индивидуальности человека, полагаемой Марксом как результат его свободной творческой предметно-практической деятельности, которая в свою очередь предстает как единство двух процессов |