343 видуальности человека, полагаемой Марксом как результат его свободной творческой предметно-практической деятельности, которая, в свою очередь, предстает как единство двух процессов«распредмечивания» (получения знаний о мире) и «опредмечивания» (практического творческого созидания мира) . В итоге человечество совершит переход от стихийного развития к сознательному созиданию общественных отношений. Каждый индивид, вовлеченный в человеческую практику, будет осмысленно действовать в определенном направлении, вносить вклад в общественное развитие, движущие силы которого являются по сути лишь равнодействующими многих воль. Качественная целостность духовно-исторического опыта в марксистской философии исследуется генетически. Маркс выдвигает методологическое требование ее широкого философского объяснения на основе анализа истоков и форм взаимосвязи бытия и сознания. Общая форма данной взаимосвязи фиксируется в марксизме схемой «базис-надстройка». С современной точки зрения наибольший интерес она вызывает постановкой вопроса об истоках внутренней активности сознания, коренящихся в диалектике социально-исторической практики. «Способ производства, подчеркивает К. Маркс, надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» . Содержащееся в этой цитате указание на социальноэкономическую детерминированность духовно-исторического опыта заслу' Маркс к . Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1974. Т.42. С.88,121. ^ Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. С. 15. |
15 целостности. В частности, целостность духовно-исторического опыта в марксистской марксизма концепции предстает как анализируется процесс через взаимодействие повышения его роли индивидуальных и общественных форм. Данное взаимодействие в философии постепенного индивидуальных форм духовного опыта в рамках их общей зависимости от форм общественной жизни. Согласно концепции существования, наследия К. Маркса, прошлого, жизнедеятельность объективных индивида в значительной мере определяется обществом в виде социальных условий его исторических закономерностей. Поэтому индивидуальный жизненный опыт, по Марксу, не есть «абстракт», присущий отдельному индивиду. В своей действительности он — «совокупность всех общественных отношений», результат прямого или косвенного общения с современными или предшествующими людьми [см.: 174; с. 106]. При общей зависимости содержания индивидуального духовного опыта от общественной жизни его роль в различные эпохи отнюдь неоднозначна, сила его воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В первобытном обществе роль индивидуальных форм духовной жизни минимальна. Поскольку основным субъектом социальной жизни в этот период была семья и возникавшие на ее основе образования (род, племя), то господствующими формами духовной жизни стали формы родового (коллективного) опыта. С появлением классового общества, классов (разных во все периоды) в духовной жизни общества определяющую роль начинает играть корпоративное (групповое) сознание. Значение индивидуальных характеристик повышается, однако они не играют существенной роли. Новые изменения в структуре духовного опыта, предполагал Маркс, произойдут в результате установления коммунистических отношений. При коммунизме значение индивидуальных форм духовного опыта резко возрастет. В обществе будут созданы условия для развития индивидуальности человека, полагаемой Марксом как результат его свободной творческой предметно-практической деятельности, которая в свою очередь предстает как единство двух процессов 16 процессов «распредмечивания» (получения знаний о мире) и «опредмечивания» (практического творческого созидания мира) [см.: 175; с. 88, 121]. В итоге человечество совершит переход от стихийного развития к сознательному созиданию общественных отношений. Каждый индивид, вовлеченный в человеческую практику, будет осмысленно действовать в определенном направлении, вносить вклад в общественное развитие, движущие силы которого являются по сути лишь равнодействующими многих воль. Качественная целостность духовно-исторического опыта в марксистской философии исследуется генетически. Маркс вьщвигает методологическое требование ее широкого философского объяснения на основе анализа истоков и форм взаимосвязи бытия и сознания. Общая форма данной взаимосвязи фиксируется в марксизме схемой «базис надстройка». С современной точки зрения наибольший интерес она вызывает постановкой вопроса об истоках внутренней активности сознания, коренящихся в диалектике социальноисторической практики. «Способ производства, подчеркивает К. Маркс, надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени, это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» [176; с. 15]. Содержащееся в этой цитате указание на социально-экономическую заслуживает самого детерминированность духовно-исторического опыта пристального внимания. Следует заметить при этом, что основоположники марксизма предостерегали от крайностей абсолютизации экономического фактора, воздействие которого на духовную область жизни в большинстве случаев носит не «прямой», а «косвенный характер» [см.: 177; с. 544-546]. |