Проверяемый текст
Бровцева Наталья Леонидовна. Историческое сознание как предмет исторического познания (Диссертация 2003)
[стр. 344]

344 живает самого пристального внимания.
Следует заметить при этом, что основоположники марксизма предостерегали от крайностей абсолютизации экономического фактора, воздействие которого на духовную область жизни в большинстве случаев носит не «прямой», а «косвенный характер»'.

Общеметодологическая специфика исторического познания, в том числе познания духовно-исторических феноменов, была замечена в философии неокантианцев, в частности представителями баденской школы В.
Виндельбандом и Г.
Риккертом.
Науки, считал Виндельбанд, по своей методологии делятся на два вида «науки о законах» и «науки о событиях», соответственно естественные и исторические.
Для первых характерно «номотетическое мышление», ориентированное на установление законов, для вторых«мышление идиографическое», ориентированное на установление неповторимых в своей индивидуальности событий и явлений действительности .

В номотетическом мышлении, полагал Виндельбанд, преобладает «склонность к абстракции», в идеографическом же «склонность к воззрительной наглядности» .
С
точки зрения Риккерта, суш,ествование различия между науками объясняется наличием двух способов образования понятий индивидуализирующего и генерализирующего.
Действительность, данная как непосредственное бытие, представляет собой, по мысли Риккерта, нечто иррациональное, поскольку, с одной стороны, континуальна, с другой гетерогенна.
Познание же есть рационализация иррациональности непосредственной жизни, которая происходит двумя путями: «...для науки открываются два пути образования понятий.
Содержащуюся во всякой действительности разнородную непрерывность мы оформляем либо в однородную непрерывность, либо в разнородную прерывность"*.

Первым путем следуют науки.
' Маркс К., Энгельс Ф.
Письма // Маркс К., Энгельс Ф.
Избранные произведения.
В 3 т.
Т.З.
С.544-546.
^ Виндельбанд В.
Прелюдии.
С.-Пб, 1904.
С.320.
^ Тамже.
С.324.
Риккерт Г.
Науки о природе и науки о культуре.
М., 1998.
С.63.
[стр. 16]

16 процессов «распредмечивания» (получения знаний о мире) и «опредмечивания» (практического творческого созидания мира) [см.: 175; с.
88, 121].
В итоге человечество совершит переход от стихийного развития к сознательному созиданию общественных отношений.
Каждый индивид, вовлеченный в человеческую практику, будет осмысленно действовать в определенном направлении, вносить вклад в общественное развитие, движущие силы которого являются по сути лишь равнодействующими многих воль.
Качественная целостность духовно-исторического опыта в марксистской философии исследуется генетически.
Маркс вьщвигает методологическое требование ее широкого философского объяснения на основе анализа истоков и форм взаимосвязи бытия и сознания.
Общая форма данной взаимосвязи фиксируется в марксизме схемой «базис надстройка».
С современной точки зрения наибольший интерес она вызывает постановкой вопроса об истоках внутренней активности сознания, коренящихся в диалектике социальноисторической практики.
«Способ производства, подчеркивает К.
Маркс, надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов.
В еще большей степени, это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.
Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами.
То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят.
Что представляют собой индивиды, это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» [176; с.
15].
Содержащееся в этой цитате указание на социально-экономическую заслуживает самого детерминированность духовно-исторического опыта пристального внимания.
Следует заметить при этом, что основоположники марксизма предостерегали от крайностей абсолютизации экономического фактора, воздействие которого на духовную область жизни в большинстве случаев носит не «прямой», а «косвенный характер»
[см.: 177; с.
544-546].


[стр.,17]

17 Общеметодологическая специфика исторического познания, в том числе познания духовно-исторических феноменов, была замечена в философии неокантианцев, в частности представителями баденской школы В.
Виндельбандом и Г.
Риккертом.
Науки, считал Виндельбанд, по своей методологии делятся на два вида «науки о законах» и «науки о событиях», соответственно естественные и исторические.
Для первых характерно «номотетическое мышление», ориентированное на установление законов, для вторых — «мышление идиографическое», ориентированное на установление неповторимых в своей индивидуальности событий и явлений действительности
[см.: 42; с.
320].
В номотетическом мышлении, полагал Виндельбанд, преобладает «склонность к абстракции», в идеографическом же «склонность к воззрительной наглядности» [см.:
42; с.
324].
С точки зрения Риккерта, существование различия между науками объясняется наличием двух способов образования понятий — индивидуализирующего и генерализирующего.
Действительность, данная как непосредственное бытие, представляет собой, по мысли Риккерта, нечто иррациональное, поскольку, с одной стороны, континуальна, с другой гетерогенна.
Познание же есть рационализация иррациональности непосредственной жизни, которая происходит двумя путями: «...
для науки открываются два пути образования понятий.
Содержащуюся во всякой действительности разнородную непрерывность мы оформляем либо в однородную непрерывность, либо в разнородную прерывность
[см.: 228; с.
63].
Первым путем следуют науки, предмет которых (математика) и качество, существенно зависимое чистое количество от количества (естествознание) «науки о природе», вторым — науки, желающие «удержать» качество, «науки о культуре».
Первый путь генерализирующего познания, второй индивидуализирующего.
Общезначимость понятий, вырабатываемых с помощью генерализирующего метода, обеспечивается тем, что выделяется общее, объединяющее различные явления.
Общезначимость в рамках

[Back]