Проверяемый текст
Бровцева Наталья Леонидовна. Историческое сознание как предмет исторического познания (Диссертация 2003)
[стр. 346]

346 сформулированы корректно лишь в рамках «номотетических наук».
«Идеографические науки», не пользующиеся номотетическим методом, хотя бы в качестве подчиненного, рискуют впасть в релятивизм (неокантианцы называли его «историзм»).
И, наоборот, «номотетические науки», не учитывающие границ своего метода и предлагающие его как единственно возможный, неизбежно впадают в «методологический натурализм»'.

К неокантианцам относят и М.
Вебера.
Им был внесен весомый вклад в развитие индивидуализирующей методологии баденской школы посредством
разработки таких методологических категорий, как «категория социального действия» и «категория идеального типа».
Согласно Веберу, «категория социального действия» является центральной методологической категорией исторического исследования.
Она фиксирует «осмысленное» поведение индивида, направленное на достижение поставленных целей и сознательно ориентированное на «ожидаемое» поведение других людей .

Отдельный индивид и его поведение, с точки зрения Вебера, являются как бы «клеточкой» истории, ее «атомом», тем простейшим единством, которое не подлежит дальнейшему разложению.
Различные формы коллективности («классы», «общество», «государство») только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей, так как лишь последние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию.
В соответствии со своей теорией Вебер выделяет следующие типы социального действия: целерациональный,
ценностно рациональный, аффективный, традиционный, классификация которых основана на учете меры и степени рациональности в действии.
«Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов '
Риккерт Г.
Философия жизни: Введение в трансцендентальную философию, предмет познания; Философия истории...
Киев, 1998.
С.
182.
^ Вебер М.
О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М.
Избранные произв.
М., 1990.
С.509.
[стр. 18]

18 индивидуализирующего метода обеспечивается отнесением к той или иной ценности.
По Риккерту, «логическая цепь» индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением.
Такие указания может дать только отнесение к ценности, ибо индивидуальное может стать существенным «лишь под углом зрения какой-нибудь ценности», а потому уничтожение «всякой связи с ценностями» означало бы и «уничтожение исторического интереса и самой истории» [см.: 229; с.
206].
Индивидуальный объект, выделенный среди бесконечного множества других и превращенный таким образом в предмет осмысления, получает свою общезначимость, не теряя при этом своей уникальности и неповторимости лишь потому, что он выбран именно в свете определенных общезначимых ценностей как имеющий определенный смысл.
Отнесение к ценности позволяет отличить индивидуальность, значимую в данном контексте, от той, что не имеет значения, отделив тем самым существенное от несущественного.
Риккерт подчеркивал, что индивидуализирующий и генерализирующий методы познания различаются лищь по своей логической структуре, а в реальном исследовании всегда сплетены друг с другом и находят свое применение, как в естественных, так и в гуманитарных науках.
«Идеографические науки», имеющие своей целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, нуждаются в общих положениях, которые могут быть сформулированы корректно лишь в рамках «номотетических наую>.
«Идеографические науки», не пользующиеся номотетическим методом, хотя бы в качестве подчиненного, рискуют впасть в релятивизм (неокантианцы называли его «историзм»).
И, наоборот, «номотетические науки», не учитывающие границ своего метода и предлагающие его как единственно возможный, неизбежно впадают в «методологический натурализм»
[см.: 229; с.
182].
К неокантианцам близок и М.
Вебер.
Им был внесен весомый вклад в развитие индивидуализирующей методологии баденской школы посредством


[стр.,19]

19 ' разработки таких методологических категорий, как категория «социального действия» и категория «идеального типа».
Согласно Веберу, «категория социального действия» является центральной методологической категорией исторического исследования.
Она фиксирует «осмысленное» поведение индивида, направленное на достижение поставленных целей и сознательно ориентированное на «ожидаемое» поведение других людей
[см.: 33; с.
509].
Отдельный индивид и его поведение, с точки зрения Вебера, являются как бы «клеточкой» истории, ее «атомом», тем простейшим единством, которое не подлежит дальнейшему разложению.
Различные формы коллективности («классы», «общество», «государство») только суть процесса и связи специфических действий отдельных людей, так как лишь последние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию.
В соответствии со своей теорией Вебер выделяет следующие типы социального действия: целерациональный,
классификация ценностно-рациональный, аффективный, традиционный, которых основана на учете меры и степени рациональности в действии.
«Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов
внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловно-эстетическую, религиозную или любую другую самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональными состояниями индивида; 4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке» [см.: 34; с.
628].
Вводя категорию социального действия, Вебер, однако, не смог разрешить тех трудностей, которые возникли в связи с применением этой категории.
Самая главная из них состоит в том, что категория социального действия в качестве «исходной» клеточки социальной

[Back]