Проверяемый текст
Бровцева Наталья Леонидовна. Историческое сознание как предмет исторического познания (Диссертация 2003)
[стр. 353]

353 осуществления, согласно Гуссерлю, необходимо, вглядываясь в акт собственного восприятия, сохраняя длительность, «поточность», процессуальность восприятия, проверять через усмотрение (прямую интуицию), что в восприятии «относится к сущности», что «сообразно» его сущности (без чего любое восприятие вообще невозможно).
Методологическое
новшество гуссерлевского феноменологического метода исследования духовных феноменов заключается в одновременном использовании рефлексивно-созерцательных, интуитивных процедур наблюдения за сознанием и умения фиксировать (и затем описывать) его всеобщие структуры.
Феноменология Гуссерля призывает воспользоваться уникальной для человека внутренней, имманентной данностью сознания.
Ведь сознание известно каждому человеку изнутри, оно постоянно дано человеку, неотделимо от него, и исследователь, подчеркивает Гуссерль, должен воспользоваться таким преимуществом, научившись работать с собственным сознанием, опираясь на его свойство самоданности, самораскрытия.
Сильная сторона гуссерлевского феноменологического метода — попытка широко тематизировать уже заключенные в сознании, творчески разработанные человеческим сознанием предметные аспекты.
Вместе с тем Гуссерль не исследует генезиса, оснований и причин, породивших универсальные
структуры сознания.
Вне поля зрения мыслителя остаются методологические аспекты исследования культурноисторического опыта сознания.
В рамках феноменологии вопрос о познании культурно-исторического содержания опыта сознания был поставлен некоторыми последователями Гуссерля.
Из них следует отметить двоих: М.
Хайдеггера и М.
Шелера.
В исследовании духовно-исторических феноменов философами развивается методология, сохраняющая приоритетный характер дескрипции, однако при этом имеют место моменты её принципиально нового концептуального оформления в феноменологии.
Так, в отличие от Гуссерля, дескрипция понимается Хайдеггером не как аналитическая процедура, оперирующая тем, что «созерцаемо в себе самом», но как анализ того, что «созерцаемо как тут
[стр. 25]

25 Учение о дескриптивном методе Гуссерль конкретизирует и излагает через расшифровку конкретных методологических процедур.
Наиболее важными из них являются процедуры редукции на имманентное содержание опыта сознания и усмотрения идеативной всеобщей сущности в нем.
Процедура редукции на имманентное содержание опыта сознания применяется на подготовительном к феноменологическому анализу этапе.
С её помощью сознание освобождается от любой натурально-вещественной и социально-исторической установки.
Идеирующая осуществления, собственного процессуальность абстракция является центральной методологической в акт процедурой этапа феноменологического анализа опыта сознания.
Для ее согласно восприятия, восприятия, Гуссерлю, необходимо, через вглядываясь усмотрение сохраняя проверять длительность, «поточность», (прямую интуицию), что в восприятии «относится к сущности», что «сообразно» его сущности (без чего любое восприятие вообще невозможно).
Методологическое
метода использовании новшество гуссерлевского феноменологического процедур исследования духовных феноменов, заключается в одновременном рефлексивно-созерцательных, интуитивных наблюдения за сознанием и умения фиксировать (и затем описывать) его всеобщие структуры.
Феноменология Гуссерля призывает воспользоваться уникальной для человека внутренней, имманентной данностью сознания.
Ведь сознание известно каждому человеку изнутри, оно постоянно дано человеку, неотделимо от него, и исследователь, подчеркивает Гуссерль, должен воспользоваться таким преимуществом, научившись работать с собственным сознанием, опираясь на его свойство самоданности, самораскрытия.
Сильная сторона гуссерлевского феноменологического метода попытка широко тематизировать уже заключенные в сознании, творчески разработанные человеческим сознанием предметные аспекты.
Вместе с тем Гуссерль не исследует генезиса, оснований и причин, породивших универсальные


[стр.,26]

26 структуры сознания.
Вне поля зрения мыслителя остаются методологические аспекты исследования культурно-исторического опыта сознания.
В рамках феноменологии вопрос о познании культурно-исторического содержания опыта сознания был поставлен некоторыми последователями Гуссерля, Из них следует отметить двоих: М.
Хайдеггера и М.
Шелера.
В исследовании духовно-исторических феноменов философами развивается методология, сохраняющая приоритетный характер дескрипции, однако при этом имеют место моменты её принципиально нового концептуального оформления в феноменологии.
Так, в отличие от Гуссерля, дескрипция понимается Хайдеггером не как аналитическая процедура, оперирующая тем, что «созерцаемо в себе самом», но как анализ того, что «созерцаемо как тутбытие».

Что подразумевает Хайдегтер под «тут-бытием»? Согласно Г.
Ромбаху, некий «пункт концентрации», собирающий многосторонность мира «в единство своего типа реальности» [см.: 348; s.
67].
Категориальное описание этого типа реальности и дает дескрипция Хайдеггера.
У Шелера дескрипция связана с исследованием того, что «созерцаемо в сознании», с типологизациеи актов восприятия действительности, с описанием способа, которым человек «себя мыслил, созерцал, чувствовал, рассматривал включенным в порядок бытия» [см.: 302; с.
71].
Опыт исторического восприятия, согласно Шелеру, может быть не только дескриптивно зафиксирован, но и реконструирован.
Однако вопросы его реконструкции не попадают в проблемное поле исследователя.
Разработка методологргческих оснований реконструкции культурноисторического опыта сознания прочно связана с герменевтикой и структурализмом.
Оба направления имеют много сходных установок: ориентацию на выявление сущности сознания через анализ знаковосимволических систем культуры; стремление выявить закономерности той сферы, в которой язык как бы «живет» самостоятельной жизнью, интерес к проблеме опосредованности и предпосылочности познания духовноисторических феноменов.
Вместе с тем имеются и существенные расхождения.
Они касаются прежде всего различия структурного описания и интерпретации.

[Back]