Проверяемый текст
Бровцева Наталья Леонидовна. Историческое сознание как предмет исторического познания (Диссертация 2003)
[стр. 354]

бытие».
Что подразумевает Хайдеггер под «тут-бытием»? 354 Согласно Г.
Ромбаху, некий «пункт концентрации», собирающий многосторонность мира «в единство своего типа реальности» .

Категориальное описание этого типа реальности и дает дескрипция Хайдеггера.
У Шелера дескрипция связана с исследованием того, что «созерцаемо в сознании», с
типологизацией актов восприятия действительности, с описанием способа, которым человек «себя мыслил, созерцал, чувствовал, рассматривал включенным в порядок бытия»^.
Опыт исторического восприятия, согласно Шелеру, может быть не только дескриптивно зафиксирован, но и реконструирован.
Однако вопросы его реконструкции не попадают в проблемное поле исследователя.
Разработка
методологических оснований реконструкции культурноисторического опыта сознания прочно связана с герменевтикой и структурализмом.
Оба направления имеют много сходных установок: ориентацию на выявление сущности сознания через анализ знаково-символических систем культуры; стремление выявить закономерности той сферы, в которой язык как бы «живет» самостоятельной жизнью, интерес к проблеме опосредованности и предпосылочности познания духовно-исторических феноменов.
Вместе с тем имеются и существенные расхождения.
Они касаются прежде всего различия структурного описания и интерпретации.

В структурализме исследуется независимая от наблюдателя сфера бессознательного культурно-исторического опыта, в которой выявляются скрытые структуры: лингвистические (Ф.
де Соссюр), мифические
(Леви-Стросс), эпистемические (М.
Фуко) и другие.
В герменевтике, анализирующей
ценностно-смысловое содержание культурно-исторических феноменов, интерпретация смысла, напротив, происходит в сознательном возобновлении передаваемого смысла, при участии интерпретатора, сознание которого вместе с его бессознательным фоном не' Rombach Н.
Phanomenologie des gegenwarfigen Beqnsstseins.
Freiburg, Miinchen, 1980.
S.67.
2 Шелер M.
Избранные произведения.
М., 1994.
С.71.
[стр. 26]

26 структуры сознания.
Вне поля зрения мыслителя остаются методологические аспекты исследования культурно-исторического опыта сознания.
В рамках феноменологии вопрос о познании культурно-исторического содержания опыта сознания был поставлен некоторыми последователями Гуссерля, Из них следует отметить двоих: М.
Хайдеггера и М.
Шелера.
В исследовании духовно-исторических феноменов философами развивается методология, сохраняющая приоритетный характер дескрипции, однако при этом имеют место моменты её принципиально нового концептуального оформления в феноменологии.
Так, в отличие от Гуссерля, дескрипция понимается Хайдеггером не как аналитическая процедура, оперирующая тем, что «созерцаемо в себе самом», но как анализ того, что «созерцаемо как тутбытие».
Что подразумевает Хайдегтер под «тут-бытием»? Согласно Г.
Ромбаху, некий «пункт концентрации», собирающий многосторонность мира «в единство своего типа реальности»
[см.: 348; s.
67].
Категориальное описание этого типа реальности и дает дескрипция Хайдеггера.
У Шелера дескрипция связана с исследованием того, что «созерцаемо в сознании», с
типологизациеи актов восприятия действительности, с описанием способа, которым человек «себя мыслил, созерцал, чувствовал, рассматривал включенным в порядок бытия» [см.: 302; с.
71].
Опыт исторического восприятия, согласно Шелеру, может быть не только дескриптивно зафиксирован, но и реконструирован.
Однако вопросы его реконструкции не попадают в проблемное поле исследователя.
Разработка
методологргческих оснований реконструкции культурноисторического опыта сознания прочно связана с герменевтикой и структурализмом.
Оба направления имеют много сходных установок: ориентацию на выявление сущности сознания через анализ знаковосимволических систем культуры; стремление выявить закономерности той сферы, в которой язык как бы «живет» самостоятельной жизнью, интерес к проблеме опосредованности и предпосылочности познания духовноисторических феноменов.
Вместе с тем имеются и существенные расхождения.
Они касаются прежде всего различия структурного описания и интерпретации.


[стр.,27]

27 В структурализме исследуется независимая от наблюдателя сфера бессознательного культурно-исторического опыта, в которой выявляются скрытые структуры: лингвистические (Ф.
де Соссюр), мифические
Стросс), эпистемические (М.
Фуко) и другие.
В герменевтике, анализирующей
культурно-исторических феноменов, ценностно-смысловое интерпретация смысла, содержание напротив, (Леви происходит в сознательном возобновлении передаваемого смысла, при участии интерпретатора, сознание которого вместе с его бессознательным фоном непосредственно включено в семантическое поле интерпретируемого значения, и в зависимости от закономерностей герменевтического круга.
Еще одним существенным различием является то, что структурный метод отвлекается от динамики исторического становления и утверждает примат синхронии над диахронией, в герменевтике же властвует принцип историчности.
Структурализмом изучается духовно-исторические феномены в той фазе, когда в наибольшей степени раскрывается их определенная качественная целостность.
Герменевтикой исследуется историческая динамика становления новых духовных феноменов из предшествующих.
Историческое сознание, по мысли виднейших представителей герменевтики в отечественной и западной философской традиции (Г.
Шпета, Г.
Гадамера, П.
Рикера и других), выражается не с помощью модели очевидного образования, дающего определенные статистические достоверности, а является многослойным и динамичным.
Особенность данных методологических подходов состоит в том, что в них абсолютизируется либо момент прерывности (структурализм), либо непрерывности (герменевтика) и не учитывается возможность анализа духовнокультурных форм с позиций их единства.
Обоснование необходимости реконструкции внутреннего мира, образа жизни, поведения людей и описания их целостности в типическом проявлении дано в отечественной философии у Л.
П.
Карсавина.
Опережая свое время, его

[Back]