Проверяемый текст
Бровцева Наталья Леонидовна. Историческое сознание как предмет исторического познания (Диссертация 2003)
[стр. 356]

356 для достижения своей цели»'.
Сущность социально-психического раскрывается Карсавиным как осознанное взаимодействие людей, руководствующихся потребностями, желаниями и так далее, то есть фактами психического порядка.
Философ различает такие виды социально-психического, как
качественно «коллективное» и качественно «индивидуализированное».
В первом случае социально-психическое рассматривается как продукт деятельности человечества в целом, во-второмкакой-нибудь исторической индивидуальности (культуры, народа, социальной группы) или индивида (поскольку его деятельность связана с деятельностью других или оказывается «родовой», «общей»).
Деятельность индивида, взятую «ограничительно» и «условно», то есть только как «индивидуально-психическую», Карсавин полагает не социальной и не исторической .

В методологии исследования социально-психического содержания исторического процесса Карсавин шел по пути типизации, создания обобщающих понятий, таких как «средний человек», «основной религиозный фонд» и тому подобное.
Философом отмечается возможность синтеза внешней и внутренней стороны исторического процесса на основе социально-психического, поскольку в нем дано отношение к различным сторонам исторической действительности, к фактам материальным и идеальным.
«Предмет истории всегда социально-психическое; и только на основе психического возможен исторический синтез» делает методологический вывод Карсавин.

В исследованиях представителей французской исторической школы «Анналов» Л.
Февра, М.
Блока, Же Ле Гоффа, Ф.
Броделя рассматриваются проблемы ментальности.
Под ментальностью понимаются те социальнопсихологические установки, которые сознанием не отрефлектированы, а значит, не представлены в сколько-нибудь систематизированном виде.
Исследование ментальностей помогает выявить те «образы чувств, мыслей и действий» человека, которые предлагаются ему культурой, усваиваются
неКарсавин Л.П.
Философия истории.
СПб, 1993.
С.98.
^ Там же.
[стр. 28]

28 методологический подход в будущем оказался близок французской школе «Анналов» и развитому ею направлению «исторической антропологии».
В историческом стороне познании Карсавин акцентировал внимание на внутренней исторического процесса, содержание которой охарактеризовано им как «социально-психическое».
«Предмет истории может быть ближайшим образом определен как социально-психическое развитие всеединого человечества.
История оставляет вне своей области всю «материальную» сторону человеческой жизни, хотя и пользуется её фактами как средством для достижения своей цели» [ПО; с.
98].
Сущность социальнопсихического раскрывается Карсавиным как осознанное взаимодействие людей, руководствующихся потребностями, желаниями и так далее, то есть фактами психического порядка.
Философ различает такие виды социальнопсихического как
качествование В «коллективное» случае и качествование «индивидуализированное».
первом социально-психическое рассматривается как продукт деятельности человечества в целом, во-втором — какой-нибудь исторической индивидуальности (культуры, народа, социальной группы) или индивидуума (поскольку его деятельность связана с деятельностью других или оказывается «родовой», «общей»).
Деятельность индивида, взятую «ограничительно» и «условно», то есть только как «индивидуально-психическую», Карсавин полагает не социальной и не исторической
[см.: ПО; с.
98].
В методологии исследования социальнопсихического содержания исторического процесса Карсавин шел по пути типизации, создания обобщающих понятий, таких как «средний человек», «основной религиозный фонд» и тому подобное.
Философом отмечается возможность синтеза внешней и внутренней стороны исторического процесса на основе социально-психического, поскольку в нем дано отношение к различным сторонам исторической действительности, к фактам материальным и идеальным.
«Предмет истории всегда социально-психическое; и только на основе психического возможен исторический синтез» делает методологический вывод Карсавин
[ПО; с.
30].


[стр.,29]

29 В исследованиях представителей французской исторической школы «Анналов»: Л.
Февра, М.
Блока, Же Ле Гоффа, Ф.
Броделя рассматриваются проблемы ментальности.
Под ментальностью понимаются те социальнопсихологические установки, которые сознанием не отрефлектированы, а значит, не представлены в сколько-нибудь систематизированном виде.
Исследование ментальностей помогает выявить те «образы чувств, мыслей и действий» человека, которые предлагаются ему культурой, усваиваются
неосознанно и действуют неявно [см.: 277; с.
102].
Р1зучение особенностей развития ментальностей в школе «Анналов» тесно связывается с проблемой исторического времени, диахронией и синхронией и выяснением их возможного единства.
Диахроническое измерение ментальностей предполагает изучение соотношения предшествующих той или иной исторической эпохе или культуре социально-психологических установок с современными, распространенными в ней.
При синхронистическом измерении изучается взаимодействие различных ментальностей в рамках одной культуры [см.: 26; с.
18-19].
В методологии анналисты опирались, главным образом, на методы структурализма и герменевтики.
Средством постижения характера и функций ментальностей стал анализ знаковых систем.
Методологическое значение здесь получила проблема интерпретации, расшифровки исторических документов и памятников.
Культура в данном рассмотрении была истолкована как система человеческих ориентации, как реальное содержание сознания людей определенной исторической эпохи.
Однако само содержание культурноисторического опыта исследовалось анналистами фрагментарно и было, по сути, сведено к ментальным особенностям общественной жизни.
Большую роль в развитии направления «исторической антропологии» в России сыграли работы А.
Я.
Гуревича и его школы.
Эти исследования стремятся дать системное изложение, раскрыть социальные структуры и не «упустить из виду» человека.
Прежде всего и в них подвергается факторов переосмыслению марксистская объяснительная схема «базис-надстройка», описывающая взаимодействие материальных духовных

[Back]